Вий» — краткое содержание и пересказ повести Н. В. Гоголя.

Повествование начинается с описания обычной студенческой жизни того времени. Автор дает представление о том, каково было быть студентом богословской школы в 19 веке. Мы снова встречаемся с главными героями, когда занятия закончились и молодые люди разъехались на каникулы.

Приведите Вия! Или мое превращение в гоголевскую панночку

(529 слов) Панночка — живой второстепенный персонаж в книге Гоголя «Тарас Бульба». Однако ее роль в пьесе чрезвычайно важна, ведь именно из-за нее Андрей Бульба перешел к полякам и предал свою страну. Красивая девушка со звонким смехом заменила Андрею дом, семью и товарищей.

Панночка — очень красивая девушка с «ослепительными черными глазами», густыми темными волосами, белоснежной кожей (автор сравнивает ее со снегом), краснеющая и принимающая красивую «девственную позу». Панночку украшает длинная «темно-коричневая» коса. У нее красивый голос и звонкий смех:

«…все качаются под серебристый звук ее голоса…».

«…очень мелодичный и гармоничный смех раздавался над ней…».

Панночка происходит из богатой семьи в Польском воеводстве, поэтому носит одежду из дорогих тканей и часто драгоценности:

«…Быстро схватила она шарф, сшитый из шелка, и бросила его в лицо».

«В этот момент она села перед свечой и вынула из ушей дорогие серьги. Прекрасная польская девушка…»

Девушка, окруженная роскошью и пышностью, всю жизнь провела в богатых комнатах, поэтому выросла избалованной, изнеженной и легкомысленной.

«…Она прихорашивала его и делала с ним тысячу и две разные глупости с тем детским самомнением, которое свойственно ветреным полякам…».

Но легкомыслие и фривольность девушки оставили ее, когда она голодала в осажденном Дубно и впервые столкнулась с бедой. Но именно благодаря этому ее красота стала еще более лучезарной и совершенной:

«Ее грудь, шея и плечи были заключены в те прекрасные границы, которые приличествуют полностью развитой красоте; волосы, которые прежде легкими локонами рассыпались по лицу, теперь превратились в густую, пышную косу, частично собранную вместе, частично рассыпавшуюся по руке и ниспадавшую прекрасными, длинными, идеально изогнутыми волосами на грудь. Казалось, изменилась каждая ее черта. Но как ни велика была ее бледность, она не умаляла ее великолепной красоты; напротив, казалось, что она приобрела что-то стремительное, неотразимо победоносное…»

Красавица ошеломляет Андрия, когда они встречаются в Киеве за два года до начала основных событий пьесы. Она становится «смертельным искушением» для влюбленного героя, который влюбляется не в душу героини, а в ее физическую красоту. Сама девушка серьезно относится к своим чувствам и предпочитает врага своего народа десяткам ухаживавших за ней знатных женихов.

«…с удивительным женским порывом, на который способна только неожиданно щедрая женщина и который приводит к прекрасному движению сердца, она бросается ему на горло…».

Она потрясена его добротой, ведь он подверг себя опасности, чтобы принести хлеб в осажденный город. Доброта «рыцаря» очаровывает уставшую от голода и горя девушку. В эпизоде разговора с Андрием читатель убеждается, что девушка очень любит свою семью и готова пожертвовать жизнью ради ее спасения. Единственное, чего она боится, — это увидеть смерть любимой матери. Однако благодарная дочь и пылкая возлюбленная не получает особой любви и уважения от автора, который называет ее только «красавица», «полька» и «панночка», сознательно не упоминая ее настоящего имени. Описывая эту героиню, Гоголь делает акцент на ее красоте, но мы мало что узнаем о ее внутренних качествах. Это богатая польская женщина, типичная для своего времени, которая появляется в пьесе только как соблазн для Андрия, но не как личность или сильная героиня.

Панночка образ и характеристика повести Вий

Панночка в рассказе Вий, образ и характеристика с рисунка.

1. общая характеристика. Панночка — главный женский персонаж фантастической повести Н. В. Гоголя «Вий».

Она — молодая, красивая дочь сотника, связавшаяся с нечистой силой и ставшая ведьмой. При их первой встрече философу Хоме Бруту удается склонить ее на свою сторону.

Умирающая девушка просит отца разрешить Бруту читать молитвы на ее могиле в течение трех ночей. На третью ночь происходит страшная месть: Хома умирает от нападения злых сил.

Это интересно:  Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

2-е явление. В первый раз женщина Хома предстает в образе уродливой старухи со «сверкающими глазами».

На рассвете чары снимаются, и философ с удивлением видит перед собой прекрасную девушку с «пышной косой» и «длинными, как стрелы, ресницами».

В первый день молитв Хома смог оценить красоту покойницы: «лоб, прекрасный как снег», «брови как ночь в солнечный день», «губы как рубины». Но за этой «гармоничной красотой» скрывалось «нечто ужасно пронзительное» и интимное.

Хома решил, что это ведьма убила ее. Ночью ведьма оживает и превращается в синеватый труп. С каждым разом он становится все более страшным: «синий, зеленоватый», «его зубы страшно стучат. его губы дергаются в конвульсиях».

3. Плохая репутация. То, что дочь капитана связана со злыми духами, давно не было секретом для жителей деревни. Они соревновались друг с другом, рассказывая Хоме истории о том, что девушка — настоящая ведьма. Она убила бригадира Микиту и Шепчиху, пила человеческую кровь и творила другие бесовские злодеяния. В пьяной компании эти истории кажутся жуткими сказками, но Хома по собственному опыту знает, что они основаны на фактах.

4 Значение образа. Повесть «Вий» была одним из первых художественных произведений в русской литературе в жанре так называемой демонической фантастики. Критики отнеслись к рассказу негативно. Они критиковали излишнюю детализацию в описании видений Хомы.

В наши дни «Вий» и особенно образ ведьмы Панны кажутся не менее интересными, чем знаменитый «Дракул» Б. Стокера. Стокера, а особенно образ ведьмы Панночки, кажутся не менее интересными, чем знаменитый «Дракула». Гоголь просто опередил свое время. Николай Васильевич утверждал, что написал повесть на основе народных сказок.

Однако нет ни одной народной сказки, похожей на гоголевскую. Образ молодой красавицы, превращающейся ночью в ведьму, существует в некоторых народных сказках, но история Паноночки в целом — творение великого русского писателя.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Трое учеников киевской школы решили во время каникул отправиться по селам и хуторам, чтобы зарабатывать на жизнь пением духовных псалмов. По дороге они заблудились и попросились переночевать в отдаленном хуторе. Одному из семинаристов, Хоме Бруту, старая хозяйка предоставила место для ночлега в хлеву. Когда он готовился ко сну, неожиданно пришла старуха, вскочила на него и галопом поскакала через овраги и поля. Хома начал читать молитвы и заметил, что чары ведьмы начали ослабевать. Во время одной из молитв Хома вскочил на старуху и стал вести ее с помощью пня. К утру чары ведьмы разрушились, и она превратилась в прекрасную молодую женщину, которая упала на землю от изнеможения.

Хома был настолько потрясен ночным происшествием, что решил вернуться в бурсу (общежитие семинарии) и провести там каникулы. Через некоторое время ректор послал его к богатому сотнику читать молитвы за его умирающую дочь. Чувствуя, что это как-то связано с его недавним приключением на ферме, Хома попытался уклониться от задания, но безуспешно.

Слуги капитана заперли Хому на ночь в церкви вместе с умершей дочерью его хозяина. Бурсак начал читать молитвы, а когда посмотрел на панораму, понял, что это она во дворе. Три ночи он читал молитвы Хомы. В первую ночь мертвая женщина вышла из гроба и стала искать Хому, но он начертил вокруг нее мелом круг, чтобы нечистая сила не смогла причинить ему вреда.

На следующую ночь ведьма летала вокруг церкви в гробу и пыталась разорвать круг. На следующее утро ведьма наложила на него заклятие, легла в гроб, и Хома вышел из церкви седым.

Третья ночь была самой страшной: злые духи ввалились в церковь в поисках Хомы. Чтобы увидеть его, они привели существо с железным лицом и веками, которые доставали до земли. Они приподняли веки, чтобы Вихай мог его видеть.

Хома не считал нужным смотреть чудовищу в глаза, но он не выдержал. Вихай указал на него пальцем, и чудовище бросилось на человека из Бурсы. Хома Брут был убит до того, как последний ворон возвестил о наступлении утра. Церковный эльф выбежал наружу, но застрял в дверях и окнах.

Это интересно:  Девушка-геймер. Видели? Ну и как.

Два казначея, рассказывая о смерти своего друга, утверждали, что он был бы спасен, если бы не испугался и не посмотрел Вию в глаза.

Хома Брут н в гоголь вий краткое содержание Вий главные герои вий гоголь краткое содержание смысл сюжет повести

Основные персонажи повести

  • Хома Брут – семинарист, философ. Читал три ночи молитвы над умершей панночкой-ведьмой; «был нрава веселого».
  • Панночка – ведьма, дочь сотника, над ее умершим телом Хома читал молитвы.
  • Вий – славянское демоническое существо с веками до земли.
  • Сотник – богач, отец панночки-ведьмы, «уже престарелый», около 50-ти лет.
  • Халява – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.
  • Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.

истоки создания повести герои мистика в повести повесть в кинематографе

Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Вий»

Главные герои повести «Вий»:

  • Хома Брут – ученик киевской бурсы, любитель «забить» на науки. Весельчак, любитель хорошей компании. Отправился на один из хуторов Киевской губернии, чтобы заняться репетиторством. Усмирил ведьму, под личиной коей скрывалась красавица-девушка. После её смерти читал над гробом молитвы. В конце третьей ночи погиб.
  • Панночка – дочь пана-сотника и заглавная злодейка повести. Ведьма, погубившая многих жителей хутора. После смерти преследует Хому, и в конце третьей ночи ведьме помогает нечисть во главе с Вием.
  • Вий – один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, предводитель гномьей страны. Отличительная черта – опускающиеся до земли веки, кои поднимает нечисть. Если кто-нибудь посмотрит на Вия – несчастного глупца ждёт смерть.

Второстепенные персонажи повести «Вий»:

  • Богослов по прозвищу Халява – один из товарищей и соучеников Хомы Брута. Получил работу звонаря. Жалеет о смерти Хомы.
  • Ритор Тиберий по прозвищу Горобець (Воробей) – товарищ и соученик Хомы. Стал философом. Именно Тиберий высказал мнение, что Хома мог выжить, если бы не посмотрел в глаза Вию.
  • Пан-сотник – хозяин хутора. Хотя и косо посматривал на Хому, однако сделал то, о чём просила дочь перед смертью: отправил философа в церковь, дабы тот читал молитвы над гробом.

Основные персонажи повести

  • Хома Брут – семинарист, философ. Читал три ночи молитвы над умершей панночкой-ведьмой; «был нрава веселого».
  • Панночка – ведьма, дочь сотника, над ее умершим телом Хома читал молитвы.
  • Вий – славянское демоническое существо с веками до земли.
  • Сотник – богач, отец панночки-ведьмы, «уже престарелый», около 50-ти лет.
  • Халява – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.
  • Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.

Характеристика героев «Вий»

Хома Брут

Бродячий философ и богослов, казначей — молодой парень.

Бурсак Хома, главный герой «Вия», отправился на каникулы со своими друзьями, чтобы заработать на школу. Он веселый и общительный человек, любит полежать и покурить. Когда он выпивает, ему нужна музыка, потому что он любит веселиться. Он весел и энергичен и предпочитает мирские удовольствия. Он безответственно относится к науке и часто заслуживает наказания. На ферме, где они живут, философ был выбран ведьмой и оседлан ею, чтобы летать по воздуху. Хома смог отогнать ее заклинанием, сам оседлал ее и заколол пнем.

Панночка

Дочь богатого польского воеводы, красавица.

Дочь помещика, местная ведьма, которая довела до смерти многих крестьян. По ее вине погиб псарь и умерла мать ребенка, из которого ведьма выпила кровь. Она появилась в Хоме в виде старухи, оседлала мешок со слизью и скрылась. Затем она превратилась в красивую девушку. От побоев она заболела и перед смертью попросила отца вызвать Хому Брута, чтобы он прочитал над ней молитвы. Каждую ночь она встает из гроба и пытается поймать Хому. Ему это не удается, потому что философ очертил вокруг него круг.

Вий

Мифическая фигура с железным лицом, представитель темных сил.

В Вие героя вызывают нечистые духи, чтобы найти Хому. У него длинные, железные пальцы и веки, которые достают до земли. Вий считается главным в стране гномов. Чтобы увидеть кого-нибудь, Вий призывает на помощь злые силы, которые помогают ему поднять страшные веки.

Это интересно:  Чем занять пожилого человека дома. ТОП 10 занятий дома: как скрасить быт пожилого человека.

Второстепенные персонажи

Богослов Халява

Один из горожан, спутник Хомы.

Молодой горожанин, звонарь на колокольне. Друг Хомы, опечаленный безвременной смертью своего товарища.

Тиберий Горобец

Ритор, товарищ и сокурсник Хомы.

Третий кассир из компании Хомы. Теперь он философ и наслаждается своими новыми привилегиями: он может курить табак и пить горилку. Он считает, что если бы Хома не испугался злого духа, то мог бы выжить.

Сотник

Он — отец девушки, богатый польский воевода.

Он одержим своей дочерью и очень тяжело переживает ее смерть. Он не доверяет философу, но уважает последнее желание женщины и приглашает его прочитать молитвы над телом дочери. Он сожалеет, что никогда не узнает, кто стал причиной смерти девочки, и не сможет отомстить. Он обещает хорошо заплатить философу за его работу.

Ниже приводится краткая характеристика героев повести Николая Васильевича Гоголя «Вай». Этот материал может быть использован для подготовки сочинения.

Романтический элемент в «Вие»

Романтический элемент повести наиболее ярко проявляется в анализе развития народной веры в существование некоего таинственного вая, в существование ведьм и их способности общаться с простыми людьми. Прекрасная Паннония, дочь капитана, может превращаться в собаку и старуху; она пьет кровь людей, особенно детей; она носит понравившихся ей мужчин на плечах и мучает их. Придворные ее отца знают о ней много страшных историй. Она также вступает в контакт с представителями «злых сил» — темными силами земли, олицетворенными в виде демонов, и Вилле, которого сам Гоголь называет «предводителем карликов «1.

Гоголь также имел романтическое пристрастие к использованию магических мотивов из народной традиции. Достаточно было намека, чтобы его собственное воображение легко и свободно развивалось в этой области. Гоголя влекло к этому миру фантазий и потустороннего, вероятно, потому, что он сам, нервный и впечатлительный с детства, был не чужд мистицизма2.

Вот почему Гоголь описывает все ужасное, что произошло в ту ночь в церкви, у гроба ведьмы, в таких живых, ярких красках, что создается впечатление кошмара, лихорадочной галлюцинации. Никогда в русской литературе не было более страшного образа, чем эта сцена в «Уидже», в которой воображение писателя-романтика, разнузданное до болезненности, так прекрасно сочетается с описательной силой художника-реалиста.

Болезненное, всепроникающее ощущение фантастического в «Уйе» лучше всего проявляется в описании волшебной ночи, которую переживает Хома Брут, когда он идет с ведьмой на плечах3.

Даже из беглого анализа описания этой «чудесной ночи» — мистической ночи, когда происходят чудеса, когда все спит «с открытыми глазами» и великие тайны произносятся в тишине, — ясно, что Гоголь переживает все это, чувствует отчетливо, вплоть до ужаса4.

Вий» — краткое содержание и пересказ повести Н. В. Гоголя. 2

Хома Брут несет ведьму на спине. Иллюстрации к повести Гоголя «Вий». Художник А. Кукушкин

Невозможно представить «колдовство» реальным. Это опять-таки своего рода галлюцинация — рассказ о когда-то увиденном сне.

Какими бледными и «бесстрашными» кажутся мертвецы в произведениях Жуковского по сравнению с реалистическим описанием мертвого лица прекрасной ведьмы с ее мертвыми, невидящими глазами в «Вие»!

Реалистический элемент в «Вие»

Реалистический элемент, возникающий при анализе повести «Вий», выражен у Гоголя в описании жизни старого дореформационного мещанства Киева, в описании типичных мещанских и придворных пансотников.

Бурса была особой школой, где обучалась только «элита» — люди с исключительными способностями и научными интересами. Большинство учеников ничему не учились, но вырабатывали характеры, отвечающие требованиям сурового, требовательного времени. Учеников там жестоко избивали и морили голодом, а ученики, в свою очередь, в основном были заняты тем, что избивали друг друга и зарабатывали на жизнь. Развлечения там были грубыми и жестокими. Неудивительно, что после такого образования многие отправлялись прямиком в Запорожье искать «рыцарской чести» и свободной жизни вне закона.

Оцените статью
Добавить комментарий