Как француз Мариус Петипа сделал русский балет лучшим в мире.

Михаил Фокин поставил более 70 спектаклей, среди которых знаменитый балет «Петрушка», «Египетские ночи», «Виноградная лоза» и знаменитый «Умирающий лебедь» Анны Павловой, ставший классикой и символом XX века.

Феномен русского балета

Классическая школа русского балета прошла сложный процесс развития от своего возникновения через романтический период балета Шарля Дидло и Адама Глушковского и кризис романтизма к «эпохе Петипа». К концу XIX века зарубежный балет практически вышел из употребления, а русский балет шел своим путем. Преодолев период упадка, русский балет не только сохранил свои классические традиции, но и стал триумфом новаторской хореографии.

Сегодня Россия — одна из немногих стран, где бережно хранят и развивают традиции классического балета, сложившиеся за более чем двести лет интеграции иностранных танцев в русскую культуру. Одна из важнейших ролей в развитии русского классического балета принадлежит Санкт-Петербургу.

На протяжении почти двух веков балетное обучение и традиции формировались в Петербурге. Первая балетная школа была основана в 1738 году французским танцовщиком Жаном Батистом Ландэ по указу императрицы Анны Иоанновны. С 1957 года она носит имя Агриппины Яковлевны Вагановой, балерины и основоположницы русской классической балетной педагогики. Школа представила миру таких танцовщиков, как Авдотья Истомина, Матильда Кшесинская, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Вахтанг Чабукиани, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева и многие другие.

Становление

4 мая 1738 года французский танцовщик Жан Батист Ландэ открыл первую балетную школу — «Школу танцев Ее Императорского Величества». В стенах Зимнего дворца Ланде начал обучать 12 русских девочек и мальчиков из семей дворцовых слуг. Затем ученики Ландаи помогали ему в обучении искусству танца.

Балету как виду искусства скоро исполнится 300 лет.

Первая балетная труппа была сформирована учениками Ландаи в 1742 году. Обучаясь у иностранных танцовщиков, русские привносили в танец свою национальную самобытность и выразительность. 1 августа 1759 года — в день именин императрицы Елизаветы Петровны и по случаю ее победы над прусскими войсками во Франкфурте — была поставлена большая балетная драма «Прибежище добродетели», которая имела небывалый успех.

Русский балет пережил особый расцвет во времена правления царицы Екатерины Великой, когда возникла традиция крепостных балетов: помещики организовывали труппы крепостных в своих имениях. Наиболее успешным был балет помещика Нащокина.

Русская оперная и балетная труппа была основана в 1783 году по указу Екатерины II. Помимо итальянских опер в репертуаре Большого театра в Санкт-Петербурге появились произведения русских авторов: опера «Амазонки на сцене» Е. Фомина, балет «Новый Вертер» на музыку С. Титова в постановке первого русского балетмейстера И. Вальбрехта. Титова.

Петербургский балет первой половины XIX века был тесно связан с творчеством французского хореографа Шарля Дидло. Возглавив петербургский балет, он провел ряд важных реформ, повлиявших на технику танца: Было отменено обязательное использование париков, причесок, кафтанов и обуви с пряжками, введено боевое трико и газовые куртки. Таким образом, легкие танцоры смогли отточить свою технику, чему Дидло уделял большое внимание. Особое внимание в постановках уделялось полетам. Деятельность кордебалета также была пересмотрена и расширена.

Это интересно:  Что значит 4000 часов просмотров на YouTube.

Со временем балет претерпевал большие изменения.

Балет Дидло был пронизан романтическими настроениями и стремился наполнить традиционные античные сюжеты человеческими судьбами и стремлениями, пантомимой и танцем. Он поставил «Зефир и Флора», «Рауль де Кракки, или Возвращение из крестового похода», «Хензи и Тао, или Красавица и чудовище», «Кавказский пленник» или «Тень невесты», которые отличались сильной драматической техникой, живой актерской игрой и ясным сюжетом.

Русских танцовщиков всегда ценили во всем мире.

Ученицами Дыдло были Авдотья Истомина, которую высоко ценил Пушкин, Екатерина Телешева, ранняя любовница Грибоедова, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и прекрасным актерским работам балет в постановке Дидло стал одним из первых в Европе.

Сам себе легенда

Именно сам Петипа сделал свою биографию легендой. Родившись в Марселе (Франция) в потомственной театральной семье, он обладал врожденным чувством успеха и авантюризма, без которого трудно было сделать артистическую карьеру. Чтобы получить контракты, Мариус изменил дату своего рождения и выдавал себя за своего брата.

Как француз Мариус Петипа сделал русский балет лучшим в мире

Его необузданный нрав привел его к романтическим приключениям, которые вынудили его покинуть Испанию. Он боролся как лев за каждую копейку, которую мог получить от бизнесменов или министерства русского двора. Петипа без колебаний брал идеи и даже сцены из чужих балетов. Но в возрасте 85 лет первый балалаечник императорских театров Санкт-Петербурга написал поистине апокрифическую книгу о своей бурной, страстной жизни, полной взлетов и падений, а также несчастий, разочарований и приключений. На протяжении ста лет мемуары Петипа переиздавались снова и снова и стали основным источником для биографов.

Плагиат или оригинальность?

Дело о его творчестве еще более сложное. Петипа проработал в России почти шестьдесят лет, более сорока из них — в качестве балетмейстера Императорских театров Санкт-Петербурга. За это время он создал около сотни балетов и танцев в десятках опер. Сегодня Петипа считается почти равноправной частью мирового классического балетного наследия: он считается если не создателем, то редактором всех сохранившихся народных балетов XIX века, за исключением «Сильфиды» Бурнонвиля в Дании. Но деятельность Петипа была гораздо более разнообразной, а значение его работ — гораздо шире.

Как француз Мариус Петипа сделал русский балет лучшим в мире

Он, конечно, не был создателем великих классических ансамблей; не он принес на сцену театрализованный национальный танец; не он ввел танец ног и принцип балетной иерархии; не он изобрел танец действия и пантомиму — систему пластической «речи» персонажей между танцами. Возможно, Петипа даже не был самым изобретательным автором танцевальных комбинаций — его обвиняли в заимствованиях у Жюля Перро и Артура Сен-Леона, и он не скрывал, что брал уроки в театральной школе Кристиана Йохансона, чтобы усвоить оригинальные хореографические фразы. Но Петипа оказался человеком, который в те годы, когда балет в Европе почти превратился в спектакль, уехал в далекую Россию и создал здесь гигантское произведение. Он создал лучшую труппу в мире, а в спектаклях, которые он для них создал, обобщил весь опыт, накопленный балетным искусством за два века профессионального существования.

Это интересно:  Самые красивые места зимней Москвы.

Чем покорили мир «Русские балеты» Дягилева, или как новаторские постановки вошли в историю искусства

Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Как француз Мариус Петипа сделал русский балет лучшим в мире. 2

К концу XIX века балет уступил место опере и едва держался на плаву. Однако 20 век принес миру Сергея Дягилева и русские балеты. С русскими балетами балет перестал быть второстепенным видом искусства. С 1909 по 1929 год они дарили миру невероятные театральные зрелища. Более ста лет спустя многие из этих спектаклей до сих пор ставятся и возобновляются знаменитыми хореографами и любителями.

Русские балеты» были русской труппой, выступавшей в Париже и состоявшей почти исключительно из танцоров, хореографов и композиторов с русским образованием. В результате танцоры привнесли в западный балет русский фольклор и народный танец. В дополнение к своему культурному наследию они принесли на балетную сцену современные художественные направления, такие как кубизм, а также удивительные совместные работы и широкий диапазон хореографических стилей. Под их влиянием балет перестал быть скучным и однообразным, а набирал обороты и достигал небывалых высот.

Сильфиды

Слева направо: Михаил Фокин в костюме для балета «Пахита». \ Портрет Михаила Фокина, Валентин Серов, 1909 год.

Слева направо.

«Сильфиды», работа Михаила Фокина, была одной из первых постановок русского балета. Маленький и более абстрактный, чем традиционные сюжетные балеты с несколькими актами, «Сильфиды» был первым балетом без сюжета и длился всего один акт. Постановка была отсылкой к более ранней традиции, отражая костюмы, танцевальные стили и темы романтического периода, прокладывая путь к абстракции в танце.

 Сильфиды, Русский балет, Монте-Карло. \ Фото: vagnethierry.fr.

Сильфида», Русский балет, Монте-Карло. \ Фото: vagnethierry.fr.

Сюжет балета вращается вокруг поэта, который проводит романтический вечер с группой нимф или «сильфид». Тон балета более атмосферный, отражающий скорее романтическое настроение, чем линейный сюжет. Балет, поставленный на музыку Шопена, вошел в историю как одно из самых влиятельных произведений двадцатого века. Он вошел в историю как одно из самых влиятельных произведений ХХ века и до сих пор часто исполняется ведущими балетными труппами.

Полуденный час Фавна

Слева направо: Вацлав Нижинский в балете «Видение Розы», 1911 год. \ Вацлав Нижинский в роли Ваю в обновленной Николаем Легатом постановке балета «Талисман» Мариуса Петипа, Санкт-Петербург, 1910 год.

Слева направо. \ Вацлав Нижинский в роли Ваю в переработанной постановке Николая Легата балета Мариуса Петипа «Талисман», Санкт-Петербург, 1910 год.

Балет Нижинского «После полудня фавна» — одно из самых противоречивых произведений русского балета. Балет основан на симфонической поэме Клода Дебюсси «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» и посвящен мужской чувственности через призму мифологии. В оригинальном балете Фавн, мифологическое существо, напоминающее кентавра, наблюдает за неземными нимфами в лесу. Как только нимфы обнаруживают Фавна, они убегают. Однако одна из нимф оставляет после себя платок. В конце десятиминутного балета Фавн берет платок, надевает его на себя и предается плотским утехам, подражая похоти потустороннего мира. Поскольку откровенные образы в то время были недопустимы, балет, естественно, вызвал много споров. Однако, в отличие от печально известной «Весны священной», первоначальная реакция на эту работу была более или менее нейтральной и спокойной. Одни считали постановку жестокой и вульгарной, другие — оригинальной и привлекательной, проникнутой глубоким смыслом.

Это интересно:  Советы и секреты, как стирать черные джинсы.

Русский балет

Термин «русский балет» вызывает уважение и благоговение у людей во всем мире, которые имеют мало представления об искусстве танца. Он давно покинул географические границы и стал духовной ценностью для всего мира. Русский балет — это этика, величие, профессионализм и духовность. Так было двести-триста лет назад. И остается таковым по сей день.

История русского балета: этапы
  • По мнению историков, первый балет был поставлен при дворе Алексея Михайловича, первого царя дома Романовых. Точная дата неизвестна – то ли 1672, то ли 1675 год.
  • «Колыбелью» русского балета принято считать Сухопутный Шляхтерный корпус, основанный по указу Петра в 1731 году. Его выпускники готовились занимать важные государственные чины и должны были быть образчиками светской жизни.
  • Первую в России школу балета основал француз Жан Батист Ланде в 1738 году. Его стиль – пасторально-сентиментальный, он был в ходу до конца XVIII века.
  • Еще одно французское имя в русском балете – Карл Дидло. Он прибыл в Россию в 1801 году и зажег на ее танцевальном небосклоне такие звезды, как Мария Данилова и Николай Гольц. При мсье Дидло балет стал главным видом искусства в России.
  • XX век начался с Михаила Фокина, который сначала блистал на сцене сам, а потом стал великим хореографом. И даже положил начало современному романтическому балету.
Школа русского балета

Русский балет

На протяжении веков русская балетная школа заслужила звание лучшей балетной школы в мире. Это мнение не только российских педагогов, но и ведущих преподавателей балета из Лондона, Парижа и других школ. Русских танцоров легко узнать по страсти, которая вложена в каждое движение. Их отличает абсолютная верность решениям постановщика и желание «убить, но добиться успеха».

Если о Нью-Йоркской балетной школе говорят, что у ее членов «легкое дыхание», то дыхание русских танцоров тяжелое. Произведения, исполняемые в Большом и Мариинском театрах, очень изношены, изношены, изношены веками. Их нельзя танцевать, их нужно прожить.

Хореография

Русский балет

Сегодня в хореографии главное — индивидуальность постановщика: нетрадиционный выбор музыки, новые па, необычные костюмы. Но есть одна хитрость: нужно знать границы индивидуальности. Если постановщик плюнет на традиции балета, публика может отреагировать так же жестко. Ведь балет любят за его консерватизм: за то, что в Большом театре можно ходить в платье в пол и смотреть на сцену в золотой театральный бинокль.

В сравнении

Русский балет

Оцените статью
Добавить комментарий