Последние вечера мне везет на фильмы. Какой не начну смотреть: нравится и побуждает думать. «Ловушка» («A Kind of Murder», 2015) стала для меня электрошокером. Стиль фильма и темы, которые в нем поднимаются, одновременно порадовали и ударили по чувствительным местам.
60-е годы XX века, Нью-Йорк. Внешне успешная семья Стэкхаусов на грани распада. Клара изматывает Уолтера бесконечными придирками и шантажирует самоубийством. Не в силах больше терпеть, он просит развода и пускает события на самотек. Поток, вырвавшийся на свободу, становится бурным и грозит затянуть Уолтера в самую пучину.
Внешняя красота 60-х
Первое, на что обращаешь внимание в фильме, это красочные сцены, относящиеся к жизни Стэкхаусов. Дом, офис, кафе, автомобиль, автобус, одежда — все наполнено пестрыми красками. Они радуют глаз, но совершенно не вяжутся с той напряженной атмосферой, которая существует в отношениях мужа и жены.
Создается впечатление, что режиссер специально создал контраст между внешним и внутренним миром. На мой взгляд, этим он подчеркивает, что современное общество слишком сильно сосредоточилось на формальных атрибутах счастья. Имея дом, машину, семью, деньги, хорошую работу, друзей — не станешь счастливее. Радость рождается внутри тебя.
Если ты не можешь сладить со своими мыслями, погрязаешь в депрессии, то показной успех не имеет значения. Ты отравляешь себя и всех, кто тебя окружает. Клара источала яд. Возможно, в этом виновата ее мать. Как видно из телефонного разговора, она неоднократно вынуждала дочь оказывать ей большее внимание, чем та была готова дать по доброй воле. Так или иначе Клара мучила себя и мужа, не желая менять что-либо в себе.
Отношения в паре
Пара действует как единое целое только для внешнего мира и окружающих людей. Между собой они контактируют как две личности. Когда один или оба забывают о том, что они индивидуальности, начинаются проблемы. Клара напрочь забыла, что Уолтер не ее придаток. Он самодостаточный человек со своим мнением, способностями и потребностями. Она игнорировала все это, помнила только о своих интересах и в результате разрушила брак, так и не осознав, что причиной трагедии являлась сама.
Нечто похожее произошло во второй семье, у Киммелов. Только там жене удалось подавить мужа. Он затаился внутри себя, страстно желая выразить свой гнев и обиду.
Детектив и/или драма
Сюжет подразумевает создание и поддержание загадки. На мой взгляд, это сторона фильма удалась на славу. Мне было интересно наблюдать за тем, как зарождалась, закручивалась, а затем разрешилась детективная история.
Есть два убийства, но совершенно не понятно, совершили их мужья или нет. Интрига мастерски выполнена, особенно, если учитывать, что она развивалась в связке с семейными драмами. Ставлю в отзыве огромный плюсище создателям за великолепную работу над сценарием и его воплощением. Редкое кино может вытянуть один сюжетный аспект, а тут победно сыграли сразу оба.
Главный вопрос
Уолтер задает в фильме гениальный вопрос. Есть ли разница между тем, что ты сделал в своих фантазиях, и тем, что в реальной жизни? Я думала над ним с разных сторон и для себя поняла, что она слишком зыбкая.
Мечты занимают свое пространство, они не происходят только в голове. Каждый раз, когда рождается мысль, она воплощается в своей собственной реальности. Это место настолько же настоящее, как и человеческая Земля. Люди могут попадать в эту реальность только мечтая; невозможно увидеть мир мечты физическими глазами и быть там в физическом теле, туда отправляется только сознание.
Если ты в мечтах убиваешь человека, то убийство происходит на самом деле для твоего и сознания жертвы. Ты становишься и ощущаешь себя убийцей. Убитый в свою очередь переживает все аспекты, свойственные жертве: страх, боль, предательство. Чувства убийцы могут быть разнообразными и зависят только от склада человеческого характера. Вспомните Раскольникова, как он сильно страдал от того, что убил старуху. Есть и противоположность. Убийца может упиваться содеянным, так как оно доказывает его превосходство.
Мечта об убийстве может не быть воплощена в физическом мире по разным причинам, но на подсознательном уровне жертва будет знать, что конкретный человек убил ее в своих мыслях. Отношения между эти двумя будут складываться уже с учетом того, что происходило в мире мечты, хотя жертва не будет отдавать себе в этом отчета.
Конечно, мысленное убийство можно вообще таковым не считать, если придерживаться иной трактовки бытия. Но я искренне верю, что сознание существует прежде тела. Оно огромно, оно творит свою реальность каждое мгновение. Даже когда оно живет в физическом теле, оно отлучается поиграть в других мирах, коих очень и очень много.
Любая мысль — этой действие, вне зависимости обрела ли она физическое воплощение.
Моя оценка 5
По моей шкале оценок «Ловушка» заслуживает высшего балла. Я была поражена, насколько хорош этот фильм:
- Мне очень понравился подбор цветов и их сочетание в сценах со Стэкхаусами. Бирюзовый, голубой, желтый, оранжевый, красный… Я получила громадное эстетическое наслаждение от декорирования действия.
- Раскрытие драмы четырех человек, потерпевших неудачу в браке, выполнено на высшем уровне. Ни один актер не слажал в своей роли. Они прекрасно отыграли персонажей, у которых в сознании притаились орды сумасшедших тараканов.
- Создатели блестяще реализовали детективный потенциал истории. Они так тонко подобрали сцены, диалоги, их визуальное и психологическое оформление, что только финал разрешает загадку.
Искренне советую познакомиться с этот фильмом, если вы относитесь к поклонниками глубоко красивого кино.