Ощущая эту гармонию и каждый день находя в себе силы для борьбы, я осознала, что не готова отказаться от своего любимого занятия — работы в кофейной индустрии. На данный момент я открыла свою кофейню под названием «Щегол» в Санкт-Петербурге и не собираюсь останавливаться на достигнутом. В этом году у меня в планах запустить еще несколько проектов.
Личный опыт: мне 31 год, я живу с ревматоидным артритом
Артрит — это не только заболевание, относящееся к пожилым людям. Мы записали монолог одной из читательниц Ножа, которая борется с этой болезнью с 25 лет и настоятельно рекомендует серьезно относиться к симптомам, которые могут проявляться даже в молодом возрасте.
Меня зовут Женя, мне 31 год, и у меня диагностирован ревматоидный артрит на протяжении последних шести лет. В настоящее время многие знают о таких заболеваниях, как рак или СПИД, однако о ревматоидном артрите говорят не так часто.
Все началось в 2012 году.
Первоначальная скованность в руках по утрам вызывала у меня панику: я не могла сжать зубную щетку. Врачи в травмпункте предположили, что это связано с работой за компьютером. Первые симптомы действительно напоминают менее сложные заболевания.
Сложнее стало через год, когда без видимой причины я начала испытывать ужасные боли не только в руках, но и в ногах. Утром я не могла ступить на ноги — это было невозможно. Первые 20–40 минут после пробуждения казались настоящим кошмаром; к тому времени боли в руках достигли такой степени, что одеть одежду самостоятельно я не могла до того момента, как подействовало обезболивающее. Боль напоминала ту, что возникает при сильном ушибе, и эта первичная, резкая боль не проходила.
Множественные визиты к врачам и анализы привели меня к ревматологу. Врач преклонного возраста тогда сказала, что не видит у меня признаков ревматоидного артрита и посоветовала одеваться потеплее. В тот момент я еще не понимала, насколько серьезной окажется эта проблема после того, как я покинула ее кабинет с чувством спокойствия.
Забегая вперед, скажу, что два года спустя, когда мне снова пришлось обратиться к этой же врачице из-за бюрократических разборок в медицине, она признала, что неправильно диагностировала мою болезнь. Походы в платные клиники, прием препаратов, которые не оказывали никакого влияния на болезнь, аллергические реакции на медикаменты и острые последствия для внутренних органов — это далеко не полный список того, что мне пришлось пережить. Бывает и такое, — отметила она.
Мой следующий визит в один из московских ревматологических центров (в то время я жила в столице и могла выбрать клинику) оказался для меня настоящим испытанием. Я не могла удержаться от слез на приеме у врача — у меня остались силы терпеть физическую боль.
Как распознать
Заподозрить ревматоидный артрит можно, когда симптомы становятся постоянными и вызывают явный дискомфорт. Необходимо как можно быстрее обратиться к ревматологу (не к ортопеду!), если вы заметили у себя следующие признаки:
- Боль и скованность в суставах по утрам. Обычно боль симметрична.
- Отечность или изменение формы суставов.
- Мышечная слабость и болезненность при нажатии на суставы.
- Общее недомогание, чувство разбитости.
Специфических тестов для диагностики нет, поэтому диагноз устанавливается на основании жалоб и некоторых дополнительных обследований.
Обычно это может включать анализ крови на ревматоидный фактор, определение уровня С-реактивного белка, а также рентгенографию, компьютерную томографию или магнитно-резонансную томографию. Даже если болят коленные или локтевые суставы, обследование начнется с кистей рук и стоп, поскольку именно на этих конечностях артрит часто начинается, и состояние мелких суставов может указать на стадию и прогрессирование болезни. Важно начать лечение как можно раньше, чтобы остановить воспаление и предотвратить серьезные поражения сосудов или других органов, таких как сердце, глаза, дыхательная и нервная системы.
Как лечить
План терапевтического лечения зависит от стадии заболевания и симптомов, которые беспокоят пациента. В базовой терапии используются специфические препараты, а также нестероидные противовоспалительные средства (основанные на ибупрофене, напроксене, диклофене или аспирине), а также глюкокортикостероиды.
После назначения медикаментов обязательно нужен контроль. Сначала это происходит каждые 2–4 недели, затем, после трех месяцев лечения — каждые 4–8 недель.
Контроль всегда включает общий анализ крови, биохимические показатели для оценки работы печени и почек. При назначении глюкокортикоидов дополнительно проверяется уровень глюкозы, проводится денситометрия (изучение плотности костей) и осмотр глазного врача. При длительном применении нестероидных противовоспалительных средств, и при наличии патологии со стороны пищеварительного тракта могут понадобиться такие процедуры, как колоноскопия и эзофагогастродуоденоскопия.
Во время обострений многим пациентам помогают лечебные блокады — говорит Татьяна Малышева, врач-терапевт и ревматолог медицинского центра «Мэдис». — Блокады выполняются опытными специалистами под контролем УЗИ, что гарантирует точное введение медикамента в зону воспаления. Процедура хороша тем, что дозу препарата можно значительно снизить, так как «потерь по пути» практически не бывает. Эти манипуляции не только имеют терапевтическую, но и диагностическую ценность. По длительности и времени прекращения боли можно сделать вывод о степени воспаления и динамике болезни, что позволяет подобрать дальнейшие методы терапии. Эти блокады называются лечебно-диагностическими.
Улучшение качества жизни пациентов с ревматоидным артритом возможно благодаря коррекции образа жизни:
- Полноценное питание, богатое витаминами, макро- и микроэлементами и минералами. Рацион обязательно должен восполнять недостаток кальция, хрома, фолатов и меди. Особенно важен витамин D.
- Адекватная физическая активность. Необходимо избегать неподвижности из-за боли. Следует найти виды активности, которые не вызывают значительного дискомфорта, и чередовать их. Однообразные нагрузки на суставы могут оказаться вредными, в то время как разнообразие легких упражнений пойдет на пользу. Даже когда нет желания двигаться, важно все же делать это. Не стоит начинать с острой боли, но от лени стоит действовать. Попробуйте выполнять движения с небольшой амплитудой, чтобы не повредить воспаленный сустав, но чтобы сохранить его кровоснабжение.
- Использование фиксирующих устройств. Их нужно подбирать с помощью специалиста и учиться правильно надевать, чтобы не нарушить лимфо- и кровообращение. Бандажи облегчают боль и помогают предотвратить травмы суставов.
- Физиотерапия.
Важно отметить, что недостаточно оцененный, но эффективный способ замедлить прогрессирование болезни — это отказ от курения, — говорит Татьяна Малышева. — Есть подтвержденные данные, что курение ухудшает течение ревматоидного артрита, а отказ от него может приостановить развитие болезни. Аналогично, контроль веса помогает уменьшить нагрузку на суставы, что позволяет врачам снизить дозировку назначаемых препаратов.
Почему ревматоидный артрит остается неизлечимым?
Для того чтобы предотвратить или вылечить болезнь, необходимо понять ее причины. Как и в большинстве аутоиммунных заболеваний, четкие причины ревматоидного артрита до сих пор не известны; существуют лишь некоторые гипотезы.
Считается, что триггером могут быть как инфекционные агентства, так и стрессовые факторы, интоксикации, или мутагенные (вызывающие изменения в генах) препараты, а также гормональные изменения в организме. Последнее объясняется тем, что женщины болеют РА в 3-5 раз чаще, чем мужчины.
Не так давно ученые из Университетского колледжа Лондона предложили новую теорию триггера для аутоиммунного процесса. Они принесли в свет увлекательное исследование, которое установило связь между повреждением слизистой оболочки кишечника и воспалением суставов, а также тяжестью заболевания ревматоидный артрит.
На первый взгляд это может показаться неожиданным, но становится менее удивительным, если учесть, что в последние десятилетия исследуется влияние микробиоты кишечника (объединение всех микроорганизмов, населяющих кишечник) на множество заболеваний, особенно на аутоиммунные.
Нарушение баланса полезных и вредных бактерий в кишечнике приводит к повреждению его стенок и выведению за пределы таких молекул, которые в норме должны оставаться внутри.
Исследователи обнаружили подобные нарушения у людей, страдающих РА, и затем провели експеримент на мышах с моделью ревматоидного артрита. Когда они с помощью медикаментов восстановили целостность стенок кишечника у мышей, их артрит исчез!
Мы продемонстрировали, что при наличии артрита наблюдается значительное повреждение слизистой оболочки кишечника, из-за чего она не может выполнять свою защитную функцию. Это означает, что слизистая кишечника может стать важной целью для разработки новых терапий ревматоидного артрита, — говорит соавтор исследования Клаудия Мари.
Раз мы уже удачно вылечили мышей с артритом, будем надеяться, что вскоре дело дойдет и до лечения людей.
Проблемы с современными препаратами для лечения РА
Основные лекарства для лечения ревматоидного артрита относятся к базисным антиревматическим препаратам, которые снижают активность иммунной системы и борются с воспаленными процессами. К ним относятся метотрексат, лефлуномид, пенницилламин и другие. Все эти препараты имеют неприятные побочные эффекты.
Существуют также биологические средства, такие как Адалимумаб (Хумира), тоцилизумаб (Актемра) и другие. Они значительно дороже базисных антиревматических препаратов и применяются только в том случае, если базисные терапии оказались неэффективными.
Для облегчения боли врач может назначить препараты из группы нестероидных противовоспалительных (например, мелоксикам, целекосиб, нимесулид), а также глюкокортикостероиды. Однако даже эти лекарства не всегда эффективно облегчают боль и также могут вызывать нежелательные побочные эффекты.
Пациенты с РА должны быть особенно осторожны в отношении COVID-19. Текущая эпидемиологическая ситуация представляет особую опасность для людей с ревматоидным артритом.
Первая угроза исходит от коронавируса, поскольку тем, кто принимает иммуносупрессивные препараты, категорически противопоказано заражение, так как в таком случае иммунная система может плохо справляться с инфекцией. Вторая угроза состоит в том, что вакцинация может привести к обострению РА.
В некоторых случаях при длительной ремиссии и стабильном состоянии врач может отменить препараты на несколько недель, чтобы пациент смог получить прививку и сформировать антитела, так как на фоне лекарства, подавляющего антительный иммунитет, этого не произойдет.
В любом случае пациенты должны строго соблюдать правила социального дистанцирования, личной гигиены, стремиться избегать массовых мероприятий, особенно в закрытых помещениях, и носить маски в общественных местах. Вопрос вакцинации следует обсудить с лечащим врачом, который внимателен к особенностям течения РА у данного пациента, и принимать взвешенное решение.
Беременность и роды и их влияние на течение болезни
Невозможно предсказать, что произойдет с пациенткой, страдающей ревматоидным артритом во время беременности и после родов. В период с начала второго триместра до шести недель после родов симптомы улучшаются примерно у 70% женщин, — говорит доктор Дж. Брюс Смит, ревматолог из Университетской больницы Томаса Джефферсона в Филадельфии.
Некоторые женщины отказываются от медикаментозного лечения на время беременности, и часто это приводит к ухудшению их состояния. Однако многим удается улучшить клиническую картину болезни после завершения беременности, вернувшись к приему необходимых лекарств.
Социальная изоляция при ревматоидном артрите
Ревматоидный артрит вызывает боль и скованность, что создает множество повседневных проблем для пациентов. Во-первых, это — снижение мобильности, что может ограничивать общение.
Друзьям и родным бывает сложно понять, почему близкий человек чувствует себя одиноким. Согласно результатам недавнего исследования, около 35% пациентов с ревматоидным артритом сообщают о том, что испытывают социальную изоляцию.
Вот как описывает свои чувства Стаси Пеннер, 43-летняя пациентка из Северного Ньютона, штат Канзас (США): «Бывает, что ревматоидный артрит делает меня безмерно одинокой. Я не знаю, что смогу сделать физически завтра. Когда мои ноги болят, я не могу выйти на прогулку с семьей или подняться по лестнице в спальню детей. Я не могу сесть рядом с мужем и взять его за руку, переплетая пальцы, потому что это слишком больно.»
Многие пациенты сообщают о повышенной чувствительности и готовы отталкивать потенциальных партнеров, опасаясь того, что они не смогут принять и полюбить их на фоне болезни и сопутствующих трудностей.
Разновидности ревматоидного артрита в зависимости от его течения
Ревматоидный артрит может быть серонегативным или серопозитивным, с высокой или низкой активностью. Дальше идет градация по рентгенологическим стадиям.
На начальном этапе на рентгенограммах изменений еще нет.
Сегодня в медицинской практике и клинических испытаниях активно используется индекс воспалительной активности – DAS28 — это количество суставов, подвергнутых осмотру врачом.
DAS28 вычисляется на основе четырех исходных показателей:
- число болезненных суставов;
- число опухших суставов;
- общая оценка состояния здоровья, данная самим пациентом по визуальной аналоговой шкале;
- скорость оседания эритроцитов (СОЭ) по методу Westergren в мм/ч.
Величина каждого из этих показателей в составе DAS28 отражает его реальную клиническую значимость.
Пациента могут спросить о том, как он сам оценивает свое состояние по шкале от 0 до 10. Затем мы проверяем СОЭ и уровень С-реактивного белка, сопоставляем данные, и на основании этого понимаем, насколько активен процесс, — пояснила Дина Петровна.
Во время всего лечения врач следит за показателями DAS28, что позволяет определить, наступила ли ремиссия или наблюдается высокая активность заболевания. На основании этих цифр подбирается, изменяется или комбинируется терапия.
Серопозитивный ревматоидный артрит (с наличием ревматоидного фактора) можно диагностировать в течение двух недель, а серонегативный – примерно через полгода, так как под маской артрита может скрываться, к примеру, онкологический процесс.
Как лечится ревматоидный артрит?
В Ставропольском крае действуют три отделения ревматологии:
- Ставропольская краевая клиническая больница, филиал на ул. Лермонтова, 208.
- Городская больница №2 в Пятигорске.
- Городская больница №2 в Ставрополе.
У нас имеется все необходимое для помощи пациенту. В случае высокого болевого синдрома и выраженной припухлости, мы можем на короткое время назначить гормональную терапию. Однако в 21 веке ревматоидный артрит уже не лечится исключительно гормонами. Лечение основано на других медикаментах. Лечение — это симптоматическая терапия, призванная облегчить болевые ощущения, пока не накопится эффект от базисных препаратов, — прокомментировала эксперт.
Для лечения ревматоидного артрита применяются нестероидные противовоспалительныеPrep, обезболивающие средства, а также синтетические базисные противовоспалительные препараты.
Существует правило 60/20/20 в ревматологии: 60% пациентов хорошо воспринимают лечение, процесс не прогрессирует, и наступает ремиссия. У 20% пациентов могут наблюдаться побочные эффекты после применения препаратов, а еще 20% не отмечают позитивной реакции на терапию. Для последних назначается комбинация из трёх-четырёх препаратов, и если результата нет, применяются генно-инженерные биологические препараты, — добавила Дина Харченко.
После постановки диагноза и назначения лечения пациент должен достичь улучшения по всем показателям через три месяца, а еще через три месяца — ремиссии. Если заболевание проявляется высокой воспалительной активностью, потребуется госпитализация; с умеренными и минимальными проявлениями — лечение может проводиться амбулаторно.
Главный внештатный ревматолог минздрава Ставрополья рекомендует при ревматоидном артрите ежемесячно сдавать анализы, поскольку каждый препарат имеет свои побочные эффекты.
Несмотря на аутоиммунный и хронический характер заболевания и отсутствие возможности полностью вылечить его, его можно ввести в ремиссию, позволяя пациенту вести привычный активный образ жизни на фоне приема препаратов.
11-летний школьник пострадал под колесами авто в Ставрополе.