Малыши дошкольного возраста нуждаются в полноценном ночном отдыхе, который составляет 12-12,5 часов в сутки. Из этого времени 2-2,5 часа уделяется на обеденный сон. Такой режим необходим, чтобы дети могли восстановить силы после активных игр на свежем воздухе и активно продолжить день во второй половине.
Какова продолжительность тихого часа? А как долго они гуляют? 5 вопросов о детском саде
Родителям порой бывает тяжело разобраться в правилах, по которым функционируют образовательные учреждения, такие как детские сады и школы. И хотя часто можно задать вопросы воспитателям и помощникам, у них не всегда есть возможность уделить достаточно времени на объяснение всех нюансов. Поэтому мы обратились к старшему воспитателю дошкольного отделения школы № 354 Марине Смеловой, чтобы ответить на самые распространенные вопросы мам и пап.
Существует практика проведения для родителей дней открытых дверей. Обычно в такие дни можно посмотреть, как обустроены спальни и общие комнаты, узнать о состоянии туалетов и игровых площадок для прогулок. Однако иногда дети могут оказаться в другом саду, который не был посещен родителями. Кроме того, мамы и папы хотят увидеть, чем занимаются их дети в дошкольном учреждении. Возможно ли это?
В большинстве случаев — да. Для этого необходимо заранее связаться с администрацией учреждения и согласовать время визита. Однако из-за действующих ограничений, связанных с коронавирусом, в процессе занятий родителей не допускают в сад. Однако можно организовать посещение учреждения после окончания рабочего дня, когда дети разойдутся по домам, но тоже предварительно согласовав времени.
Кроме того, можно попросить воспитателей записать занятия или провести виртуальную экскурсию по группе. Обычно они не отказывают в этом, хотя отмечаем, что такая форма не может полностью заменить личное присутствие. Тем не менее, такое видео все же дает некоторые представления о повседневной жизни и занятиях детей.
Почему дети гуляют два раза в день в любую погоду?
Продолжительность и количество прогулок в детских садах определяются Методическими рекомендациями Роспотребнадзора. Согласно этим рекомендациям, детям до 7 лет необходимо проводить на свежем воздухе не менее 3 часов в день. Обычно прогулки проходят дважды: первую проводят утром, после занятий (до обеда), вторую — после полдника и вечерних активностей (до ужина).
Единственным основанием для сокращения времени прогулки или ее отмены является температура воздуха ниже -15 градусов. В любых других условиях дети выходят гулять, а при необходимости укрываются на крытой веранде от сильного дождя или яркого солнца.
Если ваш ребенок утверждает, что их группа не гуляла, при отсутствии мороза, родители вправе попросить разъяснение у воспитателя или администратора детского сада.
Цели тихого часа в детском саду
Обеденный сон — это не только возможность для детей отдохнуть и расслабиться в середине активного дня. Организация тихого часа решает несколько важных задач:
- воспитание дисциплины и привитие режима дня;
- развитие самостоятельности и аккуратности при одевании и раздевании;
- формирование доброжелательного и внимательного отношения к окружающим;
- создание спокойной атмосферы для качественного отдыха.
Многие малыши испытывают трудности с успокоением и настройкой на сон. В таких случаях воспитатели помогают детям, задают вопросы о том, что их беспокоит, читают сказки или рассказывают истории.
Как подготовить детей к тихому часу
У детей может быть множество причин, по которым они не могут заснуть, поэтому важно правильно подготовить их к этому времени. В обязанности воспитателя входят следующие действия:
- релаксация перед сном и снятие психоэмоционального напряжения;
- подготовка помещения: проветривание и затемнение окон;
- создание умиротворяющей атмосферы, минимизация отвлекающих факторов;
- выполнение дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей;
- подбор сказок и рассказов, которые будут интересны детям во время тихого часа.
Этот подготовительный этап может занять 20-30 минут. Если дети придерживаются режима дня, со временем у них формируется физиологическая привычка отходить ко сну в первой половине дня.
Разнообразие видов деятельности в распорядке дня детских садов
С учетом особенностей психологии и физиологии дошкольников, в их распорядке дня должны быть предусмотрены различные виды деятельности: игровая, творческая, музыкальная, двигательная, познавательная, а также навыки самообслуживания.
С учетом указанных моментов, формируются основные элементы режима дня в детском саду:
- Утренний прием и медицинский осмотр. Когда родители приводят детей в группу, медицинский работник проверяет здоровье детей. Воспитатель уточняет у родителей, с каким настроением ребенок пришел и как себя чувствует.
- Утренняя гимнастика. Небольшая физическая разминка помогает детям проснуться и взбодриться. Это становится своеобразным ритуалом.
- Подготовка к приему пищи. Перед едой дети моют руки организованно, используя индивидуальные полотенца. В подготовительных группах детям могут предложить помочь накрыть на стол.
- Прием пищи. В государственных детских садах предусмотрены три основных приема пищи в день: завтрак, обед и полдник. В частном саду «Планета детей» система питания отличается: здесь предлагаются завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Воспитатель следит за каждым ребенком, корректируя их поведение, например, когда ребенок сутулится или начинает запихивать полную ложку еды в рот. С самого раннего возраста дети в «Планете детей» могут участвовать в подготовке к обеду, помогая разложить столовые приборы, что способствует развитию культуры питания.
- Игровая деятельность. Через игру дети развивают воображение, внимание и навыки аналитического мышления. Игровая форма обучения помогает им анализировать ситуации и принимать самостоятельные решения.
- Образовательная деятельность. Воспитатели организуют занятия по различным направлениям: творчеству, музыке, физкультуре и развитию мелкой моторики, а также готовят детей к школе.
- Физическая активность. В теплый период гимнастические занятия проходят на улице, в холодное время — в зале. Старшие группы занимаются 30 минут, младшие — 15 минут.
- Музыкальные занятия. Дошкольники вместе с воспитателем учат песни, слушают музыку и готовят утренники к праздникам.
- Подготовка к прогулке. Все дети собираются на прогулку организованно. В младших группах воспитатель помогает одеться детям, в старших группах они одеваются самостоятельно, придерживаясь погодных условий.
- Прогулка. Дети гуляют около 4 часов в теплый период года и примерно 2 часа осенью и зимой. В детском саду «Планета Детей» воспитатели организуют две прогулки: одна в первой половине дня до обеда, вторая — вечером после ужина.
- Подготовка ко сну. У каждого ребенка есть собственная кровать и спальные принадлежности, что создает условия для уюта. Воспитатели предлагают детям спокойные игры или читают книги, чтобы подготовить их ко сну.
- Дневной сон. Дневной отдых важен для дошкольников, поскольку в этот период происходит восстановление мозга и нервной системы, что позволяет ребенку накапливать силы для новых игр и занятий.
- Закаливание. Это включает регулярное проветривание помещений и постепенное приучение детей умываться прохладной водой, что в сочетании помогает укрепить иммунитет.
- Совместная деятельность. Дети работают вместе с воспитателем, выполняя задания: делают поделки, читают или рисуют. Коллективная работа способствует сближению детей, обучает общению и развивает творческие способности.
- Самостоятельная деятельность. Ребятам предоставляется время для занятий, которые им интересны. Они могут выбирать занятия по своему усмотрению, проявляя самостоятельность и креативность.
Как режим зависит от возраста детей
В государственных детских учреждениях принято деление детей на группы по возрастным категориям:
- группа раннего возраста — 2-3 года;
- младшая группа — 3-4 года;
- средняя группа — 4-5 лет;
- старшая группа — 5-6 лет;
- подготовительная группа — 6-7 лет.
В детском саду «Планета детей» функционируют три группы: младшая (3-4,5 года), старшая (4,5–5,5 лет) и подготовительная (6-7 лет).
В государственных дошкольных учреждениях независимо от возраста дневной распорядок начинается с 8 часов утра, однако прием детей осуществляется уже с 7 часов. По рекомендациям СанПиН, для детей предусмотрено четырехразовое питание с интервалом в 4 часа между приемами пищи, две прогулки по 2 часа и дневной сон — 2-2,5 часа. В «Планете Детей» дневной сон рассчитан на время с 13:00 до 15:00 для всех возрастных групп. Если ребенку не нужно спать, по согласованию с родителями он может провести 10 минут в расслаблении, а затем заняться тихими играми в группе.
В зависимости от возраста могут быть небольшие отличия в режиме, такие как:
- продолжительность занятий для младшей группы ограничена 10 минутами, в старшей и подготовительной — 20-30 минут;
- в младших группах отводится больше времени на подготовку к прогулке или приему пищи, так как дети медленнее справляются с этой задачей;
- дневной сон у малышей длится с 12:30 до 15:00, для старших групп тихий час начинается с 13:00 и длится 1,5 часа.
Питание в детских садах
Дети питаются в детском саду по установленному распорядку, что положительно сказывается на их здоровье, ведь организм привыкает к такому режиму. Это ведет к тому, что перед едой у ребенка начинается выработка желудочного сока, что вызывает аппетит.
Если покормить малыша ранее, аппетита не будет, а если позже, то он может стать капризным и проявить агрессию. В помещениях детских садов устанавливается четырехчасовой интервал между приемами пищи. Поэтому дети питаются три раза в день: полноценный завтрак, обед и полдник. Обычно это происходит в 8:00, 12:00 и 16:00. Такой режим позволяет ребенку ощутить легкое голодание, но не оставляет его без пищи на долго.
Важно отметить, что распорядок дня включает в себя подготовку к приему пищи. Дети должны мыть руки, сидеть за столом прямо, не шалить и избегать разговоров во время еды.
Завтрак в саду может состоять из молочной каши с различными крупами, макарон, хлеба с маслом, а также кусочка сыра и напитка (чая или какао). Перед выходом на улицу детям могут предложить фрукты или сок.
На обед детям подают суп, а на второе — гарнир с мясом, что может быть котлетой, отбивной, тефтелями или другим блюдом. Также в меню обычно присутствует салат и компот. Дети должны успеть поесть до дневного сна. После сна снова проводится прием пищи, во время которого можно запить компотом или чаем. Реже могут предлагаться молочные продукты вместо чая.
Время тихого часа
Тихий час в детских образовательных учреждениях обычно начинается в 13:00 и длится до 15:00. Этот период идеально подходит для восстановления сил и полноценного отдыха ребенка. Если малыш не выспался или плохо спал, он может стать капризным, непослушным или слишком активным. Чтобы дети могли быстрее и качественнее засыпать, комната перед сном должна хорошо проветриваться, а воспитатель может читать сказку.
Во время тихого часа дети не должны оставаться одни. В комнате всегда находится воспитатель или помощник. Проведение каких-либо мероприятий, которые могут мешать детскому сну, строго запрещено.
Для того чтобы после сна ребенок мог быстро стать активным, с детьми проводят небольшую зарядку, что способствует разминке даже в постели. Воспитатель может включить музыку, чтобы дети начали проявлять активность, подтягиваясь в кроватках, а затем переходят на пол для выполнения упражнений, а после идут умываться.
Как выглядит распорядок дня в обычном детском саду?
Каждый год, в начале сентября, режим дня обсуждается на педагогическом совете и утверждается заведующим.
С 8:00 детский сад открывается, и дети приходят, в это время у них предусмотрено свободное время. Когда вся группа собирается, они выполняют зарядку или легкие физические упражнения. Затем на этапе подготовки заканчивается завтрак. После завтрака у детей также есть свобода действий. С 9:00 проводятся занятия по основной программе дошкольного учреждения. С 10:00 до 12:00 запланированы игры на свежем воздухе. Далее следует обед и подготовка ко сну. Время дневного отдыха — с 13:00 до 15:00. После тихого часа дети просыпаются и готовятся к полднику, который проходит с 16:00 до 16:30. Полчаса снова занимаются по программе ДОУ. С 17:00 детей выводят на прогулку, а в 18:00 они уходит домой.
Важно отметить, что в каждом образовательном учреждении для детей существует свой распорядок дня, и они могут отличаться друг от друга. Также для каждого времени года распорядок может меняться, однако всегда учитывается свободное время. В каждом детском саду, независимо от его расположения и формы, должно быть время для занятий, приема пищи и прогулок на свежем воздухе.
Для каждого возраста ребёнка организован отдельный режим дня, что оказывает положительное влияние на их будущую аккуратность, самостоятельность и привычку к порядку. Это очень пригодится им в будущей взрослой жизни, так как, становясь старше, они будут более собранными и смогут обходиться без помощи родителей.
Для чего нужен тихий час в детском саду?
Сон играет ключевую роль в психологическом воспитании ребенка. Недостаток сна может привести к повышенной нервозности, особенно у детей 3-4 лет. Регулярные недосыпания также неблагоприятно сказываются на умственном развитии малышей.
Поэтому тихий час имеет большое значение для детей дошкольного возраста.
Как проходит тихий час в детских садах сети RigaKids?
В детских садах сети RigaKids перед обеденным сном детям читают сказки. Они медленно раздеваются и ложатся. Для малышей в это время звучит спокойная музыка. Некоторые дети могут не спать, но даже они учатся отдыхать и делать перерывы в своих активностях. Умение отдыхать способствует лучшему достижению целей.
Если ребенок активно спит и не чувствует необходимости в дневном сне, то ему достаточно постараться полежать в течение 30 минут, а затем он может одеваться и тихо играть до конца тихого часа.
Тихий час длится 2 часа в день, с 13:00 до 15:00 — классическое время для этого периода. Однако не все дети спят это время. Время, которое уходит на раздевание и чтение сказок воспитателем, также включается в общее время тихого часа.