Когда дети начинают понимать, что им говорят? В каком возрасте дети начинают говорить.

В шесть месяцев он уже говорил не «иди ко мне», а «дай мне МАМУ». В восемь месяцев он уже отчетливо говорил со мной и звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений, что это уже настоящее слово.

Как научить ребенка понимать значения слов

Понимание языка — один из самых важных этапов в развитии ребенка. В норме человек должен уметь ассоциировать звучание слова с его значением. Например, если вам говорят «кровать», вы прекрасно понимаете, что это не просто последовательность звуков, а конкретный предмет мебели. В вашем воображении возникает образ ножек, матраса и изголовья. Это происходит бессознательно. Но как научить ребенка понимать слова?

Многих волнует вопрос: в каком возрасте ребенок начинает понимать язык? Это нужно знать, чтобы проследить за его развитием. До года ребенок способен понимать окружающих его людей. Однако в этом возрасте не стоит ожидать от него многого. Ребенок до полутора лет понимает язык по-особому. Он не понимает, что означает то или иное слово, но пытается уловить ситуацию. Например, малыш показывает маме свои глазки или носик, когда она его спрашивает. Но когда ребенка спрашивают другие, он ничего не делает, потому что не понимает. Это происходит потому, что не слова матери, а выражение лица, действия и интонация ребенка заставляют его делать то, что она хочет. Ребенок реагирует на взаимодействие, воспринимая ситуацию в целом. Со временем ребенок начинает понимать язык, независимо от того, кто и как его произносит. Предложения начинают приобретать конкретный смысл. К двум годам пассивный словарный запас ребенка значительно расширяется. Сначала он запоминает названия предметов, затем узнает имена родственников и друзей, знакомится с игрушками и частями тела. Двухлетний ребенок знает названия почти всех предметов в своем окружении. Если двухлетний ребенок не понимает слов (самых простых, таких как «есть», «вода» и т.д.), это повод для беспокойства. Родители должны обратить особое внимание на развитие ребенка. В возрасте 2 лет ребенок должен понимать, чего от него ждут. Задержки часто вызывают беспокойство. Что делать, если мой ребенок не понимает язык? Первое, что вы должны сделать, это отвести ребенка к специалисту. Многие родители стараются избежать проблем. Поэтому все чаще задаются вопросом, как научить ребенка словам.

Как научить ребёнка понимать речь?

  1. Говорите и визуализируйте. Как маленький ребёнок поймёт, кто такой медведь, если он никогда его не видел? Если вы говорите малышу о животных, то покажите ему их.
  2. Используйте простые фразы. Возраст развивающегося ребёнка имеет большое значение. Если крохе всего пару лет, то лучше отказаться от использования сложносочиненных предложений.
  3. Поднимайте интересные темы. Какого маленького ребёнка может заинтересовать политика или устройство автомобиля? С детьми лучше обсуждать окружающие вещи, людей и игрушки. Старайтесь делать это чаще.
  4. Говорите чётко и медленно. Чем внятнее и спокойнее вы произнесёте слово, тем понятнее оно будет для ребёнка. Не торопитесь. Ребёнок понимает значение слов, которые проговаривают максимально понятно.
  5. Описывайте свои действия. Если вы убираете или готовите, то сопровождайте это рассказом. Описывайте, что вы делаете и зачем. Думаете, в каком возрасте нужно начать этим заниматься? Можно с первых месяцев. Сначала малыш ничего не поймёт, но словосочетания отложатся у него на подкорке.
  6. Сопровождайте «лепетные» слова полными формами. Лепет является важной частью развития. Это первое, что ребёнок начинает понимать и повторять. Однако общение не должно ограничиваться лепетом. Иначе как ребёнок поймёт, что его домашний питомец не только «ава», то и «собака».
  7. Рассказывайте сказки и читайте книги. Подойдут как иллюстрированные, так и обычные издания. Важно научить ребёнка воспринимать речь независимо от картинок и жестов.
  8. Развивайте ребёнка постепенно. Учите малыша сначала существительным. Потом вводите глаголы и прилагательные. Нужно постепенно научить маленького ребёнка восприятию предметов. Например, играя с машинкой, сначала скажите: «Смотри, машинка!», потом «Машинка катится!», а затем «Посмотри, красная машинка катится!». Так малыш начнёт понимать разные слова, ассоциируя их с конкретными предметами и действиями.

Ребенок в возрасте до двух лет не понимает многих слов. Как он может научиться говорить? Занимайтесь каждый день. Тогда вы сможете научить ребенка всему, что ему необходимо. Ваш ребенок будет развиваться нормально. Но что делать, если ваш ребенок не понимает речь, хотя вы с ним занимаетесь? Причины этого могут быть разными.

Когда дети начинают говорить: первые попытки

Когда дети начинают понимать что им говорят

Практически невозможно точно сказать, когда ребенок начинает понимать сказанное. Все дети развивают язык и распознавание слов в разное время. Одни начинают говорить раньше, другие гораздо позже, и в любом случае ваш ребенок заговорит не сразу. Вначале ребенок запоминает звуки и слова и пытается их подобрать. Позже ребенок начнет гулить. После шестого месяца жизни журчание переходит в лепет. Ребенок пытается произносить самые простые слоги — «ма», «ба», «да». Он также начинает понимать слова. Эти слова очень простые и не имеют ударных слогов. Как правило, дети стараются называть самые важные вещи и действия.

Это интересно:  Семь причин, по которым дети сомневаются в родительской любви.

Например, если мать постоянно называет ребенку вещи, то на вопрос: «Где дверь?» он повернет голову в ее сторону. — он будет поворачивать голову в ее сторону. Ребенок также будет пытаться радостно подражать действиям взрослого: Он будет пытаться пить из чашки, и часто будет смеяться, когда поймет, что его понимают.

Малыш пытается говорить: как себя вести?

Когда ребенок начинает понимать взрослых

Впервые вы услышите осознанные слова от своего малыша в возрасте от 8 до 12 месяцев. Обычно это период, когда ребенок начинает понимать взрослых. Он пытается разговаривать с мамой или папой и иногда просит какой-либо предмет. Родители обычно несказанно радуются тому, что их ребенок наконец-то начинает говорить. Однако статистика показывает, что длительные разговоры бессмысленны.

От 1,5 до 2 лет

В этом возрасте активно развивается сенсорный язык. Голос и общая речь взрослого являются для ребенка с первых дней жизни сильным стимулом, вызывающим в основном приятные впечатления. Мать ласково разговаривает с ребенком, кормит его, переодевает и успокаивает.

Как выясняется, долгое время, почти до возраста 1 года, ребенок в целом безразличен к значению слова. Затем, в возрасте 10-12 месяцев, когда мозговые структуры созрели и малыш приобрел большой сенсорный опыт, он уверенно реагирует на знакомое слово, независимо от контекста ситуации.

Чем больше различных связей он установил между объектом (действием) и словом, тем быстрее он запоминает это слово. Специалисты рекомендуют давать ребенку возможность трогать все руками и самому выполнять движения, поскольку тактильные связи формируются быстрее. Если ребенок только слышит слово или видит предмет с названием в руках взрослого, связь формируется медленнее.

Как ребенок до 1 года понимает речь взрослого?

На первом году жизни ребенок создает важные предпосылки и условия для речи, даже если она еще не освоена. Этот период называется довербальным.

  • Ребенок учится пониманию речи, то есть происходит развитие речевого слуха и пассивной речи.
  • Малыш учится произносить отдельные звуки и их сочетания. Развивается речевая вокализация, которая является предшественницей собственной активной речи.

С самого рождения дети имеют особые отношения со звуками речи взрослых и обычно очень живо реагируют на них. В возрасте от 3 до 5 месяцев они способны различать звуки речи и звуки, издаваемые предметами (игрушками, музыкальными инструментами). С 6-го месяца жизни младенцы способны сами различать звуки речи по тембру и высоте тона. Это очень важно, поскольку именно эти два элемента имеют конкретное семантическое значение.

Важнейшей предпосылкой для овладения языком как средством человеческого общения является хорошо развитый речевой слух. Оно помогает мозгу различать тонкие нюансы звуков и фонем, что особенно важно, когда изменение звуковой единицы влияет на значение слова (например, «мак — рак»). Активное развитие происходит между 6-м и 12-м месяцами жизни. К своему первому дню рождения ребенок начинает различать многие слова из языка взрослых и понимать их значение.

  • Например, в 6-7 месяцев малыш при назывании предмета может находить его взглядом, поворачивая голову в ту сторону, где находится вещь.
  • Через месяц он в состоянии найти предмет при назывании в любом месте. Кроме того, по просьбе взрослого он выполняет простые действия, играет в ладушки, машет ручкой и т. д.
  • В 9-10 месяцев дети, услышав знакомые слова, находят взглядом уже несколько предметов, реагируют на свое имя поворотом головы, дают игрушку, которую у них в руках («дай»), приносят, если видят ее рядом с собой.
  • К 12 месяцам дети понимают слово «нельзя», если родители, останавливая некоторые нежелательные действия, произносят его всегда со строгой интонацией. Таким образом, можно через речь корректировать поведение малыша.

Фонетические речевые высказывания могут появляться рано, еще до 6-месячного возраста. Это могут быть громкие эмоциональные крики, гуление (короткие согласные) или жужжание (долгие гласные). Более или менее выраженные звуки, называемые лепетом, появляются позже, в 6-7 месяцев. В возрасте одного года лепет переходит в длинные чириканья с определенной интонацией, причем эта «речь» всегда обращена к взрослому. Постепенно он переходит в простые односложные слова. У годовалых малышей обычно около 10 слов, имеющих определенное значение («мама», «баба», «дай»).

Это интересно:  Моя самооценка опускается все ниже”: повзрослевшая дочь Владимира Политова, который в жизни не такой как на сцене.

Возможные причины того, почему ребенок не понимает речь

Многие расстройства и заболевания связаны с этим симптомом. Чтобы определить причину расстройства, необходимо обратиться к специалисту для дальнейшей диагностики. Давайте рассмотрим факторы, которые вызывают непонимание разговорной речи.

Тугоухость

Дети, которые родились глухими или оглохли в раннем возрасте, не могут воспринимать даже нелингвистические звуки. Из-за этого ограничения в познании окружающего мира у них развиваются интеллектуальные недостатки и трудности в обучении.

Синдром Маугли

У «детей» Маугли нет опыта человеческого общения, потому что с детства они живут в изоляции или среди животных. По этой причине они не понимают языка. Они развивают социальные навыки, подражая другим. Они повторяют услышанные звуки и жесты, но не могут адекватно реагировать на призывы.

Аутизм

У детей с низкофункциональным аутизмом плохое слуховое восприятие. Однако они понимают язык избирательно и реагируют только на темы, представляющие для них большой интерес, и не реагируют на обращения по имени или подсказки.

Алалия

Дети с сенсорным слюнотечением не различают речь и нелингвистические звуки и сами не говорят. Они воспринимают речь других людей как бессмысленный шум. Они не могут ассоциировать предмет с его названием. В более легкой стадии расстройства возможно понимание некоторых слов.

Синдром Ландау-Клеффнера

В отличие от предыдущих расстройств, рецептивное расстройство при этом заболевании возникает в течение шести месяцев в возрасте от 3 до 7 лет. Сначала ребенок теряет способность понимать речь, а затем способность говорить самостоятельно. Симптомы также включают судороги.

Афазия

Различные формы афазического синдрома проявляются по-разному. Может наблюдаться полное или только частичное отсутствие понимания.

Краткое описание Видона в патологии:

  1. Семантическая. Главный дефект этого типа заболевания – импрессивный аграмматизм, то есть ребенок не понимает сложные речевые обороты, которые отражают причинно-следственные и пространственные отношения.
  2. Динамическая. Подразумевает частичное понимание речи из-за отсутствия концентрации внимания.
  3. Тотальная. При этой форме сохраняется лишь ситуативное восприятие, отвлеченные темы ребенку недоступны для понимания. Он не может как воспринимать, так и связано разговаривать.
  4. Акустико-мнестическая. Короткие фразы понимаются ребенком без проблем, но, услышав развернутый речевой ряд, он теряется, поскольку не может сохранить в памяти большое количество информации.
  5. Акустико-гностическая. Ребенок реагирует только на жесты и мимику взрослого, не воспринимая просьбы на слух.

Умственная отсталость

Врожденная олигофрения связана с небольшим словарным запасом, нарушением произношения и проблемами в анализе информации.

Степень изменения восприятия речи зависит от тяжести расстройства:

  1. Идиотия – понимание практически нулевое, за исключением частичной реакции на мимику и жестикуляцию.
  2. Имбецильность – воспринимает только узкий круг ситуативных, бытовых тем. Новую информацию ребенок принимает с большим трудом.
  3. Дебильность – больной может поддержать легкий разговор, но не обладает развитыми абстрактным и логическим мышлениями.

Слабоумие

В дополнение к снижению интеллекта у больных детей также наблюдается снижение речевой активности. Симптомы сравнимы с полной формой афазии.

Речевые нормы для детей

Чтобы понять, есть ли отклонение от нормы или нет, полезно знать, что дети должны уметь делать в разном возрасте.

Возраст Нормальное развитие слуховых навыков
От 0 до 1,5 лет Ребенок вслушивается в голос родителя, реагирует на интонацию. Различает голоса близких, знает собственное имя. Воспринимает простейшие просьбы, например, прекратить какое-то действие или подать руку. К 1,5 годам начинает понимать названия некоторых предметов и узнает их на картинках
От 1,5 до 2 лет Ребенок может указать на определенное действие на сюжетном рисунке, например, показать, кто спит или ест
От 2 до 3 лет Способен выполнять просьбы с множеством действий, например, пройти в другую комнату и взять яблоко из чашки. Понимает услышанные сказки и рассказы
От 4 до 5 лет Ребенок воспринимает сложноподчиненные предложения, а также значение разных предлогов

Слова и жесты

Подражание, жесты и интонация помогают человеку общаться с другими людьми. Примечание: Взрослые используют жесты и мимику для передачи друг другу большого количества информации (именно поэтому многим людям трудно общаться по телефону, хотя они легко могут разговаривать лично). Но для маленьких детей невербальное общение еще более важно, потому что на определенном этапе это единственный способ, с помощью которого они могут «поговорить» с вами.

Когда дети начинают понимать, что им говорят? В каком возрасте дети начинают говорить. 2

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а затем повторяет слово. Например, слово «дай» обычно сопровождается следующим жестом: Вытяните руку ладонью вверх и несколько раз согните и разогните пальцы. Старайтесь чаще использовать слова «дай», «принеси», «возьми» и просите ребенка выполнять простые просьбы. Вот увидите, он будет очень рад помочь вам!

Кроме того, вы можете научить ребенка и другим выразительным жестам, таким как «Хорошо», «До свидания», «Покажи мне, какой ты большой (или ты большой)» или «Покачай головой в знак согласия или несогласия». Не стыдитесь жестов своих детей, например, жестов указывания пальцем, а помогите ребенку их освоить.

Это интересно:  Голландская еда очень пресная! Путешественники о худших кухнях мира.

Жесты также могут иметь эмоциональное значение.

«Олег недавно узнал, какой помидор кислый, а какая ежевика сладкая. Когда вы спрашиваете его: «Какой помидор?», он уморительно морщит нос и всем лицом показывает свое отвращение к нелюбимой еде. Если же вы спрашиваете: «Что такое арбуз?», ребенок блаженно улыбается и щелкает языком. Конечно, когда-то мы научили его этому, но теперь он часто имитирует вкус без спроса. Например, если сказать, что лимон кислый, Олежка обязательно сморщит носик.

«Маруша показала, что цветы могут пахнуть. Теперь, когда она видит любой цветок (на клумбе, в горшке или даже в книге), она ловит его носом и восторженно нюхает».

Ваш ребенок может делать жесты, когда вы читаете стихотворение или песню.

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).
  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).
  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

О пересоленной каше

Помните известный анекдот про мальчика, который не мог говорить до пяти лет? Ни один светило медицины, ни один логопед, каким бы известным он ни был, не смог ему помочь. Но однажды за завтраком мальчик вдруг сказал: «Каша сегодня слишком соленая!». Счастливые родители поздравили друг друга, а когда успокоились, спросили своего отпрыска: «Почему ты не сказал этого раньше?». На что мальчик ответил: «Раньше все было хорошо».

Шутки шутками, но когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, ребенку просто нечего сказать. Возможно, иногда нужно быть немного хитрее и притворяться, что вы не понимаете, что ребенок хочет от вас услышать, пока он не попытается вам это сказать.

До двух лет Алина не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Я начала беспокоиться по этому поводу и вдруг обнаружила, что формулирую все свои вопросы к ней так, чтобы на них можно было ответить четким «да» или «нет». Когда я начала задавать более сложные вопросы, как будто не понимая свою дочь, она выучила много новых слов.

Если ваш ребенок общается с вами с помощью лепета и жестикуляции, значит, скоро появятся его первые слова. Не волнуйтесь, если это произойдет немного позже, чем вы думаете. Не сравнивайте своего ребенка с соседской девочкой, сыном друга или племянницей коллеги! Развитие каждого ребенка может иметь свои особенности.

Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего ребенка, на которые вы должны обратить особое внимание:

  • Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
  • Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
  • Гуление. Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
  • Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
  • Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
  • Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
  • Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу). Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Инесса Смык, Дарья Голубева

Из журнала «Аистенок», 03.04

Оцените статью
Добавить комментарий