Фантазии и факты: как строили Москву для Мастера и Маргариты

В 1930-е годы, когда Михаил Булгаков активно трудился над созданием своего знаменитого романа «Мастер и Маргарита», он часто проводил время в гостях у своих друзей. Ермолинский, один из его знакомых, вспоминал, что писателю предоставили комната с печкой в небольшом подвальчике, где он часто оставался на ночлег. Именно в этой комнате Булгаков разрабатывал первые главы своего произведения и проводил чтения для близких, делясь с ними своими литературными находками.

Московский маршрут по Мастеру и Маргарите: где жили и были герои романа?

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» способен оставить никого равнодушным. Некоторые восклицают о его величии и глубине, другие же спешат вернуть книгу на полку. Однако в 2024 году роман снова возглавил топ продаж, почти спустя 100 лет после первого издания. К этому привела новая экранизация произведения с участием таких актеров, как Аугуст Диль, Юлия Снигирь и Евгений Цыганов в главных ролях.

Москва, описанная Булгаковым, — это не просто фон для событий «Мастера и Маргариты», а полноценный персонаж, играющий ключевую роль в этом гениальном произведении. Прогуливаясь по улицам и площадям столицы, мы можем ощутить дыхание вечности, столкнуться со многими загадками и тайнами, а порой даже встретиться лицом к лицу с самим дьяволом. Если вы решите отправиться в это мистическое путешествие, будьте готовы, что граница между реальностью и вымыслом может в любой момент стереться.

Нехорошая квартира

  • Адрес: улица Большая Садовая, 10

Музей Булгакова, расположенный в квартире №50 на Большой Садовой, 302-бис, стал прообразом потусторонней квартиры, которая изображена в «Мастере и Маргарите». В этой коммунальной квартире писатель жил три года — с 1921 по 1924 год. Он часто называл её «гнусной комнатой в гнусном доме», жалуясь на постоянные проблемы с электричеством, протекающие потолки и шумных соседей. В музее удачно воссоздана атмосфера коммунального быта начала XX века, а также комната самого писателя.

8HaOin-mdbY.jpg?size=900x675&quality=95&sign=0351cda4085005fa8587630d90deec60&type=album

Стройка как источник вдохновения

Мы много общались, и я отправляла Денису Лищенко и Майклу Локшину референсы — локации, которые могут подойти для фильма: санаторий в Барвихе, санаторий Наркомтяжпрома в Кисловодске, Ленинская библиотека, проекты Ноя Троцкого в Ленинграде, — вспоминает Александра Селиванова. — Нам казалось, что можно не зацикливаться только на Москве, ведь пространство романа представляет собой фантасмагорию, коллаж, сборку. Мы обсуждали фильм «Новая Москва», выпущенный в 1938 году режиссёром Александром Медведкиным, где была продемонстрирована реконструированная столица. Однако, если у Медведкина всё было в ярком, мажорном ключе, то в «Мастере и Маргарите» присутствует более мрачная, инфернальная атмосфера, схожая с духом «Метрополиса» Фрица Ланга.

Кадр из фильма Новая Москва. Режиссер Александр Медведкин. 1938. Фото: Киноконцерн Мосфильм

Кадр из фильма «Новая Москва». Режиссёр — Александр Медведкин. 1938 год.

Чем больше мы общались с Александрой, тем яснее становилось, что постконструктивизм является ключевым визуальным эквивалентом, который способен дорассказать историю, — утверждает Денис Лищенко.

В результате визуально фильм акцентируется на довольно узком временном диапазоне советской архитектуры, а именно на 1931-1935 годах, когда проходил конкурс на проект Дворца Советов и был принят новый генеральный план разработки Москвы. В это время активно расширялись и выпрямлялись улицы, такие как Тверская и Садовое кольцо, множество старых зданий сносили. Реконструкция подразумевала уничтожение старого города вокруг Дворца Советов и частично в Замоскворечье. Полностью реализовать план не успели, хотя было возведено немало новых строений. В Санкт-Петербурге постконструктивистская архитектура ощущается более масштабно, — добавляет Александра Селиванова, — поскольку город изначально был построен с учетом ансамблевости, он создавался большими мазками.

Идея изобразить Москву как огромную стройку коммунизма привела к образу раскопанных улиц.

Современные зрители усмотрели в этом аллюзии на программу «Моя улица», реализованную Собяниным, однако создатели фильма имели в виду иное. Когда Булгаков описывал, как девушка шла в театр в туфельках, это была явная неактуальность, — утверждает Денис Лищенко. — Москва 1930-х годов была так перерыта, что молодая дама, спешащая на представление в театр, должна была идти в калошах. Мы сделали эту тему рефреном во всем фильме. Строительный мусор, доски, кирпичи и тачки стали нашим постоянным реквизитом, который мы постоянно перемещали с места на место. Эта новая тоталитарная реальность словно призывала к визиту Воланда.

Это интересно:  Чулпан Хаматова — биография и личная жизнь.

Кадр из фильма Мастер и Маргарита. Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания Марс Медиа

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссёр — Михаил Локшин.

В фильме Воланд не появляется на реальных Патриарших прудах, как в книге, поскольку, по мнению художника-постановщика, пейзаж с майским настроением, прудом и бликами на воде был бы больше подходящим для санатория, чем места для серьезных философских бесед с дьяволом. Вместо этого действие происходит на просторной площади с фонтанами. Натурой для этой сцены послужили Дом Советов (1936–1941) и соседствующая с ним Московская площадь в Санкт-Петербурге. На этой бескрайней площади был установлен павильон со скамейкой, украсив её надписью «Патриаршие пруды имени Карла Маркса».

Пятое измерение

Готовясь к созданию фильма, мы активно консультировались с различными специалистами, — делится Денис Лищенко, — включая математиков. В начале XX века теория пятого измерения, разработанная Анри Пуанкаре, была на пике популярности. Жюль Анри Пуанкаре (1854–1912) — выдающийся французский математик, физик, астроном и философ. Он утверждал, что познание мира субъективно и невозможно существование реальности, независимой от ума, который её осмысляет, что способствовало стремлению исследовать невидимое силами собственного воображения (из его работы «Наука и гипотеза» 1902 года).

Кадр из фильма Мастер и Маргарита. Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания Марс Медиа

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссёр — Михаил Локшин.

Пятое измерение обладало собственными законами и характеристиками. Например, оно зеркально отражало действительность, трансформируя её в гротескной манере. Это предположение, в частности, вдохновило авангардных художников, таких как Пабло Пикассо и Павел Филонов, и поспособствовало рождению таких направлений, как кубизм и сюрреализм. В текстах Булгакова также часто можно встретить моменты, когда он проваливается в это пятое измерение. В фильме этот прием стал основополагающим — сюжет постоянно скачет между обыденной жизнью и фантасмагориями. В воображении Мастера, в этой альтернативной реальности, Патриаршие пруды должны были находиться на громадной советской площади, закатанной под асфальт. Когда в городе не остается ни одного живого существ, тогда и появляется дьявол, — поясняет Денис Лищенко.

Кого Булгаков не приглашал

Эпизоды чёрной магии Воланда режиссёр Кара снимает в саду Эрмитаж на Каретном Ряду (4). Здесь можно увидеть роскошные фонари, аллеи, аттракционы и летнюю эстраду. Зданием варьете, где проходит выступление Воланда, стал Зеркальный театр, который сейчас занимает Московская опера.

Зданием варьете, где проходит выступление Воланда, стал Зеркальный театр, который сегодня занимает Новая опера.

Усадьба Маргариты (Анастасия Вертинская) находится на Остоженке, 21 (5). В одну из ночей героиня взмыла в небо на метле, пролетая мимо Дома драмлита, где жил её ненавистный критик Латунский (Владислав Ковальков), который уничтожил роман Мастера. В оригинальном тексте Булгакова во время полёта Маргарита является невидимой и абсолютно обнажённой, в фильме же её полёт привлекает внимание многочисленных прохожих.

В книге встреча Азазелло (Владимир Стеклов) и Маргариты происходит в Александровском саду, тогда как в фильме герои сидят на кинематографической скамейке, установленной на Большом Москворецком мосту.

В фильме герои сидят на скамеечке, поставленной кинематографистами на Большом Москворецком мосту.

Подвальчик, где обитал Мастер, снимали в Мансуровском переулке, 9 (6). Это деревянный дом, воздвигнутый на каменном основании, который можно увидеть как снаружи, так и изнутри в фильме. Однако в сцене, когда Маргарита спешит к Мастеру, по замыслу киношников её персонаж движется по Малому Ивановскому переулку.

Несмотря на разницу в социальном положении, Себейкин и Полуорлов понимают: они не только соседи по лестничной клетке, но и родственные души.

Великий бал у сатаны разворачивается в великолепной подмосковной усадьбе Марфино, которая расположена в 25 км от Москвы вдоль Дмитровского шоссе и сейчас функционирует как санаторий. В роскошном комплексе были сняты эпизоды приезда гостей, а его архитектура в неоготическом стиле навевает мрачные мысли. Непосредственно сам бал проходил в Сандунах (Неглинная, 14, стр. 7) (7). Эти публичные бани, работающие с 1808 года, уже не раз становились предметом интереса киношников. В бассейне Сандунов создатель величайшего шедевра Сергей Эйзенштейн в 1925 году снимал знаменитую сцену шторма на Чёрном море для немого фильма «Броненосец Потёмкин». В Сандунах также отдыхали персонажи Сергея Бодрова-младшего в «Брате-2» и Арнольда Шварценеггера в «Красной жаре». Кроме того, на лечение в Сандуны приходили герои картины «Старый Новый год». На балу у сатаны в фильме присутствуют Ленин, Сталин, Гитлер, Пётр I и Наполеон. Однако Булгаков был бы сильно удивлён — он их не приглашал.

Это интересно:  Читай далее

Бал проходил в Сандунах.

На закате солнца, высоко над городом, на каменной террасе одного из самых великолепных зданий Москвы, которое было построено около полутораста лет назад, встречаются два персонажа: Воланд и Азазелло. В оригинальном тексте Булгакова герои наблюдают за Москвой с дома Пашкова. Однако в фильме съёмки происходят с крыши Российской государственной библиотеки имени Ленина (Воздвиженка, 3/5) (8). С этой площади открываются более удачные ракурсы на Кремль и центр города, и не попадает в кадр образец хрущёвской архитектуры — Государственный Кремлёвский дворец, который разрушает атмосферу 1920-1930-х годов. Скульптуры на крыше библиотеки затянуты тканью и перевязаны верёвками, что создаёт антиутопическую атмосферу.

Театр Варьете

Адрес: Триумфальная площадь, 2

Фантастический театр, где Воланд и его свита устраивают сеанс чёрной магии, стал отправной точкой для многих известных сцен. Во время представления со потолка начинают сыпаться деньги, а конферансье теряет голову, когда Воланд произносит свою знаменитую фразу о том, что квартирный вопрос испортил москвичей. Театр варьете имеет своего реального прототипа — популярный в 30-х годах XX века московский Мюзик-холл, в котором до 1924 года располагался цирк братьев Никитиных. Это место стало сценой для выступлений гимнастов и фокусников на вращающемся манеже. После реконструкции здание стало Московским театром сатиры, сохраняя большой купол, отсылающий к его цирковому прошлому.

К слову, между театром и домом Булгакова располагается сад Аквариум. Он также упоминается в романе «Мастер и Маргарита», где свита дьявола поджидает администратора театра Варенуху, чтобы отомстить за хамство и продажу контрамарок в обход кассы.

Фантазии и факты: как строили Москву для Мастера и Маргариты 2Фантазии и факты: как строили Москву для Мастера и Маргариты 3 Фантазии и факты: как строили Москву для Мастера и Маргариты 4+1

1933 год. Мюзик-холл на Большой Садовой улице • Театр сатиры (бывший мюзик-холл) сегодня • Закулисье и сцена • Фото: Максим Денисов

Место встречи Мастера и Маргариты

Адрес: Большой Гнездниковский переулок

Переулок, где произошло первое яркое столкновение чувств главных героев, имеет свои корни в реальной жизни, а описанная Булгаковым встреча во многом автобиографична. Исследователи считают, что знакомство главных персонажей романа произошло в Большом Гнездниковском переулке, где писатель впервые встретил Е. С. Шиловскую, ставшую его третьей женой.

Будущие супруги встретились в 1929 году в доме номер 10 на вечеринке у общих знакомых — художников Моисеенко. Несмотря на то что на момент встречи как Булгаков, так и Шиловская были в браке, их чувства вспыхнули мгновенно. Елена Сергеевна всю свою жизнь считала эту встречу судьбоносной.

Большой Гнездниковский переулок

Кроме того, многие исследователи также полагают, что образ Маргариты во многом вдохновлён фигурой третьей жены Булгакова. Сильная и целеустремлённая, как и главная героиня романа, она помогала Булгакову в написании романа: перепечатывала рукописи на машинке, вносила правки и долгие 20 лет пыталась добиться публикации уже после смерти своего мужа.

Где снимали фильм 2024 года «Мастер и Маргарита» – основные локации и сюжет

Фильм «Мастер и Маргарита» вышел на экраны меньше месяца назад и уже успел собрать в прокате миллиард рублей. События в картине разворачиваются в Москве 30-х годов прошлого века. Она отражает атмосферу столицы тех времён. При этом в фильме демонстрируется гипертрофированная архитектура с её масштабными зданиями и непрекращающимся строительством. У многих зрителей возникает вопрос о том, где проходили съёмки фильма «Мастер и Маргарита» (2024).

Создание картины доверили режиссёру Михаилу Локшину, который работал в тандеме со сценаристом Романом Кантором. Первоначально фильм должен был снять Николай Лебедев, а съёмочный процесс планировался на март 2020 года. Однако по причине финансовых трудностей и локдаунда его пришлось перенести. В итоге Лебедев начал работать над другим проектом. В апреле 2021 года к проекту привлекли нового режиссёра, который начал работу летом 2021 года.

Где снимали фильм 2024 года Мастер и Маргарита – основные локации и сюжет

Основные персонажи

В главных ролях фильма снялись Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Образ Воланда на экране воплотил немецкий актёр Аугуст Диль. К тому же в фильме удалось собрать замечательный коллектив артистов второго плана. Среди них выделяются следующие:

  1. Юрий Колокольников — сыграл Коровьева-Фагота, который считается основным эксцентриком свиты Воланда.
  2. Алексей Розин — исполнил роль Азазелло, который дал Маргарите крем.
  3. Полина Ауг — воплотила роль рыжей Геллы, единственной вампирши из свиты Воланда, которая появляется как в романе, так и на экране.
  4. Юрий Борисов — озвучил кота Бегемота, которого сыграл огромный мейн-кун по имени Кеша.
  5. Евгений Князев — сыграл Михаила Берлиоза, который потерял голову на Патриарших прудах.
  6. Леонид Ярмольник — сыграл доктора Стравинского, главного врача дома скорби, куда попал Мастер.
  7. Дмитрий Лысенков — воплотил образ критика Латунского, который стал причиной гибели Мастера.
  8. Александр Яценко — сыграл Алоизия Могарыча, писателя-сценариста, который завидовал Мастеру, создающему произведения в своём уютном подвале.
  9. Марат Башаров — исполнил роль Степана Лиходеева, который был главой Варьете.
  10. Игорь Верник — сыграл Жоржа Бенгальского, конферансье Варьете, который представил сеанс черной магии.
Это интересно:  Биография Олега Майами.

Подробности сюжета

Сюжет фильма разворачивается в Москве в 30-е годы. Главный герой, писатель, известный как Мастер, создаёт пьесу о Понтии Пилате. Произведение публикуется в литературных журналах и готовится к постановке, однако чиновники неожиданно исключают спектакль из репертуара. Коллеги обвиняют автора в идеологической близорукости и требуют изменить пьесу. Мастер отказывается, и его исключают из профсоюза.

Вскоре герой встречает грустную незнакомку по имени Маргарита, которая становится его музой и возлюбленной. Мастер начинает работу над новым романом, в котором карикатуры знакомых становятся его персонажами, а загадочный Воланд играет центральную роль.

Места съемок фильма

Основные события картины происходят в столице. Тем не менее, съёмки проходили не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. При производстве фильма активно использовалась компьютерная графика для создания несуществующих, но исторически известных советских проектов огромного масштаба.

Обзор фильма

Съёмки в Москве

На начальном этапе фильма Маргарита разносит квартиру критика Латунского, который погубил Мастера. Прообразом здания, которое описывает Булгаков, стал Дом писателей на Лаврушинском переулке. Это место упоминается и в самом фильме. Тем не менее, сцену снимали в совершенно другом здании.

Когда Маргарита попадает в подъезд сооружения с пометкой «Искусство в массы», зрители могут заметить гигантские колонны и арки, а также скульптурную композицию из шести фигур работающей молодежи, расположенную у главного входа в МГТУ имени Баумана. Это учебное заведение находится на берегу Яузы.

Эпизоды с домом, в подвале которого жил Мастер, снимались на одной из улиц Москвы — улице Бурденко. В качестве жилища персонажа использовался известный дом Палибина по адресу Бурденко, 23. Это небольшое одноэтажное здание, типичное для Хамовников, с серо-голубым фасадом и декоративными гипсовыми элементами, полуподвальным помещением и внутренним садом. Деревянное жильё, принадлежащее Гавриилу Палибину, является образцом московской застройки после пожара 1812 года и в последнее время прошло значительную реставрацию. В ходе работ был восстановлен паркет и фасад, а также отремонтированы печи с декоративной отделкой ручной работы.

По сюжету Булгакова, встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом происходит на Патриарших прудах. Известный парк также мелькает в новой версии фильма, особенно в сцене встречи Мастера и Маргариты после их неожиданного столкновения.

Где снимали фильм 2024 года Мастер и Маргарита – основные локации и сюжет

Съёмки в Санкт-Петербурге

Сцена разговора Воланда с участниками МАССОЛИТа, а также дальнейшее исчезновение Берлиоза были сняты в Санкт-Петербурге. За спинами персонажей можно увидеть фонтанный ансамбль, а также Дом Советов, находящийся на Московской площади. Это здание является самым крупным из возведённых в советскую эпоху, выполненным в стиле сталинского ампира.

Киноманы тоже обязательно обратят внимание на монументальную каскадную лестницу из психиатрической больницы, куда попадает Мастер. Там же Маргарита беседует с доктором Стравинским и получает рукопись романа своего любимого. На самом деле данный эпизод снимался в Российской национальной библиотеке, расположенной на Московском проспекте Санкт-Петербурга.

Эпизод с балом у Воланда снимали в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, где легко можно узнать зал памяти Александра III, ныне известный как Мраморный зал. Отличительная его черта — высокие цоколи и огромные мраморные колонны, а также уникальный барельеф, протяжённость которого достигает почти 100 метров, изображающий 183 фигуры, отражающих жизнь народов Российской империи.

Оцените статью
Добавить комментарий