В 1930-е годы, когда Михаил Булгаков активно трудился над созданием своего знаменитого романа «Мастер и Маргарита», он часто проводил время в гостях у своих друзей. Ермолинский, один из его знакомых, вспоминал, что писателю предоставили комната с печкой в небольшом подвальчике, где он часто оставался на ночлег. Именно в этой комнате Булгаков разрабатывал первые главы своего произведения и проводил чтения для близких, делясь с ними своими литературными находками.
Московский маршрут по Мастеру и Маргарите: где жили и были герои романа?
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» способен оставить никого равнодушным. Некоторые восклицают о его величии и глубине, другие же спешат вернуть книгу на полку. Однако в 2024 году роман снова возглавил топ продаж, почти спустя 100 лет после первого издания. К этому привела новая экранизация произведения с участием таких актеров, как Аугуст Диль, Юлия Снигирь и Евгений Цыганов в главных ролях.
Москва, описанная Булгаковым, — это не просто фон для событий «Мастера и Маргариты», а полноценный персонаж, играющий ключевую роль в этом гениальном произведении. Прогуливаясь по улицам и площадям столицы, мы можем ощутить дыхание вечности, столкнуться со многими загадками и тайнами, а порой даже встретиться лицом к лицу с самим дьяволом. Если вы решите отправиться в это мистическое путешествие, будьте готовы, что граница между реальностью и вымыслом может в любой момент стереться.
Нехорошая квартира
- Адрес: улица Большая Садовая, 10
Музей Булгакова, расположенный в квартире №50 на Большой Садовой, 302-бис, стал прообразом потусторонней квартиры, которая изображена в «Мастере и Маргарите». В этой коммунальной квартире писатель жил три года — с 1921 по 1924 год. Он часто называл её «гнусной комнатой в гнусном доме», жалуясь на постоянные проблемы с электричеством, протекающие потолки и шумных соседей. В музее удачно воссоздана атмосфера коммунального быта начала XX века, а также комната самого писателя.
Стройка как источник вдохновения
Мы много общались, и я отправляла Денису Лищенко и Майклу Локшину референсы — локации, которые могут подойти для фильма: санаторий в Барвихе, санаторий Наркомтяжпрома в Кисловодске, Ленинская библиотека, проекты Ноя Троцкого в Ленинграде, — вспоминает Александра Селиванова. — Нам казалось, что можно не зацикливаться только на Москве, ведь пространство романа представляет собой фантасмагорию, коллаж, сборку. Мы обсуждали фильм «Новая Москва», выпущенный в 1938 году режиссёром Александром Медведкиным, где была продемонстрирована реконструированная столица. Однако, если у Медведкина всё было в ярком, мажорном ключе, то в «Мастере и Маргарите» присутствует более мрачная, инфернальная атмосфера, схожая с духом «Метрополиса» Фрица Ланга.
Кадр из фильма «Новая Москва». Режиссёр — Александр Медведкин. 1938 год.
Чем больше мы общались с Александрой, тем яснее становилось, что постконструктивизм является ключевым визуальным эквивалентом, который способен дорассказать историю, — утверждает Денис Лищенко.
В результате визуально фильм акцентируется на довольно узком временном диапазоне советской архитектуры, а именно на 1931-1935 годах, когда проходил конкурс на проект Дворца Советов и был принят новый генеральный план разработки Москвы. В это время активно расширялись и выпрямлялись улицы, такие как Тверская и Садовое кольцо, множество старых зданий сносили. Реконструкция подразумевала уничтожение старого города вокруг Дворца Советов и частично в Замоскворечье. Полностью реализовать план не успели, хотя было возведено немало новых строений. В Санкт-Петербурге постконструктивистская архитектура ощущается более масштабно, — добавляет Александра Селиванова, — поскольку город изначально был построен с учетом ансамблевости, он создавался большими мазками.
Идея изобразить Москву как огромную стройку коммунизма привела к образу раскопанных улиц.
Современные зрители усмотрели в этом аллюзии на программу «Моя улица», реализованную Собяниным, однако создатели фильма имели в виду иное. Когда Булгаков описывал, как девушка шла в театр в туфельках, это была явная неактуальность, — утверждает Денис Лищенко. — Москва 1930-х годов была так перерыта, что молодая дама, спешащая на представление в театр, должна была идти в калошах. Мы сделали эту тему рефреном во всем фильме. Строительный мусор, доски, кирпичи и тачки стали нашим постоянным реквизитом, который мы постоянно перемещали с места на место. Эта новая тоталитарная реальность словно призывала к визиту Воланда.
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссёр — Михаил Локшин.
В фильме Воланд не появляется на реальных Патриарших прудах, как в книге, поскольку, по мнению художника-постановщика, пейзаж с майским настроением, прудом и бликами на воде был бы больше подходящим для санатория, чем места для серьезных философских бесед с дьяволом. Вместо этого действие происходит на просторной площади с фонтанами. Натурой для этой сцены послужили Дом Советов (1936–1941) и соседствующая с ним Московская площадь в Санкт-Петербурге. На этой бескрайней площади был установлен павильон со скамейкой, украсив её надписью «Патриаршие пруды имени Карла Маркса».
Пятое измерение
Готовясь к созданию фильма, мы активно консультировались с различными специалистами, — делится Денис Лищенко, — включая математиков. В начале XX века теория пятого измерения, разработанная Анри Пуанкаре, была на пике популярности. Жюль Анри Пуанкаре (1854–1912) — выдающийся французский математик, физик, астроном и философ. Он утверждал, что познание мира субъективно и невозможно существование реальности, независимой от ума, который её осмысляет, что способствовало стремлению исследовать невидимое силами собственного воображения (из его работы «Наука и гипотеза» 1902 года).
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссёр — Михаил Локшин.
Пятое измерение обладало собственными законами и характеристиками. Например, оно зеркально отражало действительность, трансформируя её в гротескной манере. Это предположение, в частности, вдохновило авангардных художников, таких как Пабло Пикассо и Павел Филонов, и поспособствовало рождению таких направлений, как кубизм и сюрреализм. В текстах Булгакова также часто можно встретить моменты, когда он проваливается в это пятое измерение. В фильме этот прием стал основополагающим — сюжет постоянно скачет между обыденной жизнью и фантасмагориями. В воображении Мастера, в этой альтернативной реальности, Патриаршие пруды должны были находиться на громадной советской площади, закатанной под асфальт. Когда в городе не остается ни одного живого существ, тогда и появляется дьявол, — поясняет Денис Лищенко.
Кого Булгаков не приглашал
Эпизоды чёрной магии Воланда режиссёр Кара снимает в саду Эрмитаж на Каретном Ряду (4). Здесь можно увидеть роскошные фонари, аллеи, аттракционы и летнюю эстраду. Зданием варьете, где проходит выступление Воланда, стал Зеркальный театр, который сейчас занимает Московская опера.
Усадьба Маргариты (Анастасия Вертинская) находится на Остоженке, 21 (5). В одну из ночей героиня взмыла в небо на метле, пролетая мимо Дома драмлита, где жил её ненавистный критик Латунский (Владислав Ковальков), который уничтожил роман Мастера. В оригинальном тексте Булгакова во время полёта Маргарита является невидимой и абсолютно обнажённой, в фильме же её полёт привлекает внимание многочисленных прохожих.
В книге встреча Азазелло (Владимир Стеклов) и Маргариты происходит в Александровском саду, тогда как в фильме герои сидят на кинематографической скамейке, установленной на Большом Москворецком мосту.
Подвальчик, где обитал Мастер, снимали в Мансуровском переулке, 9 (6). Это деревянный дом, воздвигнутый на каменном основании, который можно увидеть как снаружи, так и изнутри в фильме. Однако в сцене, когда Маргарита спешит к Мастеру, по замыслу киношников её персонаж движется по Малому Ивановскому переулку.
Великий бал у сатаны разворачивается в великолепной подмосковной усадьбе Марфино, которая расположена в 25 км от Москвы вдоль Дмитровского шоссе и сейчас функционирует как санаторий. В роскошном комплексе были сняты эпизоды приезда гостей, а его архитектура в неоготическом стиле навевает мрачные мысли. Непосредственно сам бал проходил в Сандунах (Неглинная, 14, стр. 7) (7). Эти публичные бани, работающие с 1808 года, уже не раз становились предметом интереса киношников. В бассейне Сандунов создатель величайшего шедевра Сергей Эйзенштейн в 1925 году снимал знаменитую сцену шторма на Чёрном море для немого фильма «Броненосец Потёмкин». В Сандунах также отдыхали персонажи Сергея Бодрова-младшего в «Брате-2» и Арнольда Шварценеггера в «Красной жаре». Кроме того, на лечение в Сандуны приходили герои картины «Старый Новый год». На балу у сатаны в фильме присутствуют Ленин, Сталин, Гитлер, Пётр I и Наполеон. Однако Булгаков был бы сильно удивлён — он их не приглашал.
На закате солнца, высоко над городом, на каменной террасе одного из самых великолепных зданий Москвы, которое было построено около полутораста лет назад, встречаются два персонажа: Воланд и Азазелло. В оригинальном тексте Булгакова герои наблюдают за Москвой с дома Пашкова. Однако в фильме съёмки происходят с крыши Российской государственной библиотеки имени Ленина (Воздвиженка, 3/5) (8). С этой площади открываются более удачные ракурсы на Кремль и центр города, и не попадает в кадр образец хрущёвской архитектуры — Государственный Кремлёвский дворец, который разрушает атмосферу 1920-1930-х годов. Скульптуры на крыше библиотеки затянуты тканью и перевязаны верёвками, что создаёт антиутопическую атмосферу.
Театр Варьете
Адрес: Триумфальная площадь, 2
Фантастический театр, где Воланд и его свита устраивают сеанс чёрной магии, стал отправной точкой для многих известных сцен. Во время представления со потолка начинают сыпаться деньги, а конферансье теряет голову, когда Воланд произносит свою знаменитую фразу о том, что квартирный вопрос испортил москвичей. Театр варьете имеет своего реального прототипа — популярный в 30-х годах XX века московский Мюзик-холл, в котором до 1924 года располагался цирк братьев Никитиных. Это место стало сценой для выступлений гимнастов и фокусников на вращающемся манеже. После реконструкции здание стало Московским театром сатиры, сохраняя большой купол, отсылающий к его цирковому прошлому.
К слову, между театром и домом Булгакова располагается сад Аквариум. Он также упоминается в романе «Мастер и Маргарита», где свита дьявола поджидает администратора театра Варенуху, чтобы отомстить за хамство и продажу контрамарок в обход кассы.
+1
1933 год. Мюзик-холл на Большой Садовой улице • Театр сатиры (бывший мюзик-холл) сегодня • Закулисье и сцена • Фото: Максим Денисов
Место встречи Мастера и Маргариты
Адрес: Большой Гнездниковский переулок
Переулок, где произошло первое яркое столкновение чувств главных героев, имеет свои корни в реальной жизни, а описанная Булгаковым встреча во многом автобиографична. Исследователи считают, что знакомство главных персонажей романа произошло в Большом Гнездниковском переулке, где писатель впервые встретил Е. С. Шиловскую, ставшую его третьей женой.
Будущие супруги встретились в 1929 году в доме номер 10 на вечеринке у общих знакомых — художников Моисеенко. Несмотря на то что на момент встречи как Булгаков, так и Шиловская были в браке, их чувства вспыхнули мгновенно. Елена Сергеевна всю свою жизнь считала эту встречу судьбоносной.
Кроме того, многие исследователи также полагают, что образ Маргариты во многом вдохновлён фигурой третьей жены Булгакова. Сильная и целеустремлённая, как и главная героиня романа, она помогала Булгакову в написании романа: перепечатывала рукописи на машинке, вносила правки и долгие 20 лет пыталась добиться публикации уже после смерти своего мужа.
Где снимали фильм 2024 года «Мастер и Маргарита» – основные локации и сюжет
Фильм «Мастер и Маргарита» вышел на экраны меньше месяца назад и уже успел собрать в прокате миллиард рублей. События в картине разворачиваются в Москве 30-х годов прошлого века. Она отражает атмосферу столицы тех времён. При этом в фильме демонстрируется гипертрофированная архитектура с её масштабными зданиями и непрекращающимся строительством. У многих зрителей возникает вопрос о том, где проходили съёмки фильма «Мастер и Маргарита» (2024).
Создание картины доверили режиссёру Михаилу Локшину, который работал в тандеме со сценаристом Романом Кантором. Первоначально фильм должен был снять Николай Лебедев, а съёмочный процесс планировался на март 2020 года. Однако по причине финансовых трудностей и локдаунда его пришлось перенести. В итоге Лебедев начал работать над другим проектом. В апреле 2021 года к проекту привлекли нового режиссёра, который начал работу летом 2021 года.
Основные персонажи
В главных ролях фильма снялись Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Образ Воланда на экране воплотил немецкий актёр Аугуст Диль. К тому же в фильме удалось собрать замечательный коллектив артистов второго плана. Среди них выделяются следующие:
- Юрий Колокольников — сыграл Коровьева-Фагота, который считается основным эксцентриком свиты Воланда.
- Алексей Розин — исполнил роль Азазелло, который дал Маргарите крем.
- Полина Ауг — воплотила роль рыжей Геллы, единственной вампирши из свиты Воланда, которая появляется как в романе, так и на экране.
- Юрий Борисов — озвучил кота Бегемота, которого сыграл огромный мейн-кун по имени Кеша.
- Евгений Князев — сыграл Михаила Берлиоза, который потерял голову на Патриарших прудах.
- Леонид Ярмольник — сыграл доктора Стравинского, главного врача дома скорби, куда попал Мастер.
- Дмитрий Лысенков — воплотил образ критика Латунского, который стал причиной гибели Мастера.
- Александр Яценко — сыграл Алоизия Могарыча, писателя-сценариста, который завидовал Мастеру, создающему произведения в своём уютном подвале.
- Марат Башаров — исполнил роль Степана Лиходеева, который был главой Варьете.
- Игорь Верник — сыграл Жоржа Бенгальского, конферансье Варьете, который представил сеанс черной магии.
Подробности сюжета
Сюжет фильма разворачивается в Москве в 30-е годы. Главный герой, писатель, известный как Мастер, создаёт пьесу о Понтии Пилате. Произведение публикуется в литературных журналах и готовится к постановке, однако чиновники неожиданно исключают спектакль из репертуара. Коллеги обвиняют автора в идеологической близорукости и требуют изменить пьесу. Мастер отказывается, и его исключают из профсоюза.
Вскоре герой встречает грустную незнакомку по имени Маргарита, которая становится его музой и возлюбленной. Мастер начинает работу над новым романом, в котором карикатуры знакомых становятся его персонажами, а загадочный Воланд играет центральную роль.
Места съемок фильма
Основные события картины происходят в столице. Тем не менее, съёмки проходили не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. При производстве фильма активно использовалась компьютерная графика для создания несуществующих, но исторически известных советских проектов огромного масштаба.
Съёмки в Москве
На начальном этапе фильма Маргарита разносит квартиру критика Латунского, который погубил Мастера. Прообразом здания, которое описывает Булгаков, стал Дом писателей на Лаврушинском переулке. Это место упоминается и в самом фильме. Тем не менее, сцену снимали в совершенно другом здании.
Когда Маргарита попадает в подъезд сооружения с пометкой «Искусство в массы», зрители могут заметить гигантские колонны и арки, а также скульптурную композицию из шести фигур работающей молодежи, расположенную у главного входа в МГТУ имени Баумана. Это учебное заведение находится на берегу Яузы.
Эпизоды с домом, в подвале которого жил Мастер, снимались на одной из улиц Москвы — улице Бурденко. В качестве жилища персонажа использовался известный дом Палибина по адресу Бурденко, 23. Это небольшое одноэтажное здание, типичное для Хамовников, с серо-голубым фасадом и декоративными гипсовыми элементами, полуподвальным помещением и внутренним садом. Деревянное жильё, принадлежащее Гавриилу Палибину, является образцом московской застройки после пожара 1812 года и в последнее время прошло значительную реставрацию. В ходе работ был восстановлен паркет и фасад, а также отремонтированы печи с декоративной отделкой ручной работы.
По сюжету Булгакова, встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом происходит на Патриарших прудах. Известный парк также мелькает в новой версии фильма, особенно в сцене встречи Мастера и Маргариты после их неожиданного столкновения.
Съёмки в Санкт-Петербурге
Сцена разговора Воланда с участниками МАССОЛИТа, а также дальнейшее исчезновение Берлиоза были сняты в Санкт-Петербурге. За спинами персонажей можно увидеть фонтанный ансамбль, а также Дом Советов, находящийся на Московской площади. Это здание является самым крупным из возведённых в советскую эпоху, выполненным в стиле сталинского ампира.
Киноманы тоже обязательно обратят внимание на монументальную каскадную лестницу из психиатрической больницы, куда попадает Мастер. Там же Маргарита беседует с доктором Стравинским и получает рукопись романа своего любимого. На самом деле данный эпизод снимался в Российской национальной библиотеке, расположенной на Московском проспекте Санкт-Петербурга.
Эпизод с балом у Воланда снимали в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, где легко можно узнать зал памяти Александра III, ныне известный как Мраморный зал. Отличительная его черта — высокие цоколи и огромные мраморные колонны, а также уникальный барельеф, протяжённость которого достигает почти 100 метров, изображающий 183 фигуры, отражающих жизнь народов Российской империи.