Определите, следит ли ваш ребенок за установленными вами ограничениями и правилами, когда вы находитесь вдалеке. Обратите внимание на его местоположение, время прихода домой, а также послушайте окружающие звуки, используя приложение «Где мои дети».
5 типов наказаний, которые негативно влияют на психику ребенка
Родители иногда испытывают недостаток сил и терпения для взвешенной реакции на провинности своих детей. В результате они продолжают прибегать к методам наказания, которые считаются запрещенными, среди которых можно выделить игнорирование, крики, оскорбления, публичные унижения и лишение чего-либо на неопределенный срок. О том, как такие методы влияют на психику детей, а также о психологических аспектах родителей, которые прибегают к подобным тактикам, рассказывает семейный психолог Ольга Романив в интервью Газете.Ru.
Игнорирование и молчание как наказание
Родители, использующие игнорирование в качестве метода наказания, отказываются отвечать на вопросы своих детей и даже могут не замечать их присутствия. 22-летняя Дарья из Москвы в разговоре с Газетой.Ru поделилась своим опытом: «В детстве меня часто наказывали молчанием, и это вызывало у меня чувство вины. Однажды мой отец не разговаривал со мной целую неделю после того, как я забыла о занятии с репетитором по математике, за которое он заранее заплатил. Он даже не отвечал на мои сообщения и не брал телефон. Эту неделю я чувствовала себя так, будто весь мир повернулся против меня, и мама также была на стороне отца.»
Наши герои часто встречают сложности в общении с подростками в переходный возраст, который вызывает у родителей страх и беспокойство из-за непонятных поступков и интересов их детей.
Как выяснилось, молчание и игнорирование достаточно часто используют два типа родителей. Первый тип включает авторитарных родителей, которые через полное игнорирование подчеркивают свою власть над ребенком, определяя, когда и как начать разговор. Второй тип – это взрослые, которые сами пережили такой стиль воспитания в детстве и теперь применяют его к своим детям и даже к своим родителям, которым они когда-то самим подвергались.
По словам эксперта, в семьях со столь строгими методами воспитания детей начинает преследовать не столько страх перед прямой критикой за ошибки, сколько психологическое давление. Романив довольно подробно объясняет, каким образом игнорирование и молчание влияют на психику ребенка:
«Такой подход формирует глубокую неуверенность в себе и постоянный страх сделать что-то неверно. Эти чувства могут сопровождать человека всю его жизнь и сказываться на его межличностных отношениях. Выросший в условиях игнорирования ребенок может столкнуться с трудностями в осуществлении вербальной коммуникации, обсуждении и разрешении проблем, ведь молчание становится для него более привычным состоянием, чем открытое общение.»
Также стоит учитывать, что такой способ воспитания не помогает ребенку понять, как исправлять свои ошибки.
Применение физической силы
Стиль воспитания в Советском Союзе всегда отличался определенной строгостью. Дети должны были быстро стать частью общества и вписаться в социальные нормы, диктуемые государством. Многие родители в ту эпоху считали физическое наказание вполне нормальным и эффективным способом дисциплины. Часто это были подзатыльники, шлепки по мягким местам и другие виды телесных наказаний, которые применяли ко многим детям.
Однако непослушным детям досталось больше всего. Если проступок казался серьезным, родители иногда использовали не только ремень, но и другие методы физического воздействия.
Корреспондент новостного издания рассказывает:
Множественные истории о домашнем насилии помнят бывшие советские дети, когда их собственные родители били их за проступки с помощью ремня, садового шланга, розг или любых других подручных средств. Обычно этот страшный метод наказания сочетался с наложением на детей чувства стыда.
Одной из причин массового применения физического наказания в советскую эпоху было недостаточное развитие института ювенальной юстиции, что делало детей практически незащищенными. Как отмечает корреспондент портала Культурология Лилит Мазикина, Партия боролась с насилием над детьми, создав лишь пропагандистские плакаты и фильмы, утверждая, что так вести себя – недопустимо для советского человека, но дальше этого дело не продвигалось.
Существует возможность обратиться в местный совет и пожаловаться на соседей, которые избивают своих детей. Однако, как правило, такие жалобы оставались без ответа.
Многие взрослые, чье детство пришло на советское время, до сих пор вспоминают, как их жестоко наказывали за малейшую провинность. Прошло много лет, но обида на родителей все еще жива.
«Я родилась в советское время и мне почти 50. Мама была строгой и часто нас наказывала, в том числе физически. Дети воспринимались как собственность родителей. Я не испытываю обиды за физическое насилие, но унижения мне простить до сих пор не удалось.»
Публичные унижения и внушение чувства вины
Еще одна распространенная практика среди советских родителей заключалась в стыде ребенка. Это делалось так, чтобы он понимал, насколько он плохой и ничего не стоящий. Часто такие ситуации разыгрывались на глазах других людей. Чем больше зрителей, тем лучше. При этом даже находясь наедине с ребенком, родители могли произнести длинные монологи о его недостатках, уверяя, что из него ничего хорошего не вырастет.
Корреспондент новостного портала комментирует:
Стыд перед обществом во времена Советского Союза служил одним из основных методов воздействия на детей, цель которого заключалась в формировании достойных граждан страны. Люди, которые теперь сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с ужасом вспоминают те унижения. Часто подобные видимые методы воспитания выходили за разумные пределы, известны случаи, когда родители унижали своих детей, полагая, что делают им добро.
В современном обществе ситуации, когда родители считают, что большее количество стыда и унижений приводит к улучшению поведения ребенка, встречаются все реже. Даже в семьях, где дети представляют собой настоящих хулиганов и наносят много беспокойства своим родителям, пришла концепция о равенстве и совместном решении трудностей, где родители стремятся услышать и понять своих детей. Даже для самых проблемных детей родители стараются находить подход и расшифровывать причины их поведения.
Психолог Ирина Млодик поясняет:
Современные родители действительно более гуманны, чем несколько десятилетий назад. Методы воспитания изменились. Постоянный стыд и указания на плохие поступки приводят лишь к разрушению — это поняли родители нашего времени. Взрослые стремятся быть для своих детей, прежде всего, друзьями, которые уважают и понимают их.
«Как вы наказываете своего ребенка за провинность?!» — такой вопрос задала мне психолог из детского сада!
Наш младший ребенок вскоре пойдет в детский сад, и как это принято в нашем учреждении, родители проходят консультации с детским психологом. Мы также посетили подобную встречу. На все вопросы я отвечала, но когда психолог спросила: «Как вы наказываете своего ребенка за провинность?!» — я ответила, что не наказываю, а объясняю, в чем он ошибается. Психолог удивилась, взглянув на меня с недоумением, как будто я совершила что-то ужасное, и сказала, что иногда наказания могут быть необходимы. Лично я так не считаю и убеждена, что можно обойтись без них! Как вы к этому относитесь?
Скопируйте код и вставьте в окно создания записи на LiveInternet, предварительно включив режим «Источник».
Наш младший малыш скоро пойдет в детский сад, и как принято в нашем садике, родители обязательно ходят к детскому психологу. Вот и мы пошли! На все вопросы я ответила, но на один вопрос: «Как вы наказываете своего ребенка за провинность?!» — я ответила, что не наказываю, а объясняю, что он сделал не так. Читать полностью |
Комментарии
Что именно имеется в виду под наказаниями? Приведенная мною аналогия — шлепок по попе! Но это не является решением проблемы!
Всем психологам — психолог, а главное, что когда она пришла на замену заболевшему воспитателю из группы старшей дочери — в группе творился настоящий кавардак, и все дети были на уши!
Вот я и привела в пример — шлепок по попе! Но такой подход не решает проблемы!
Ну и что это за психолог? Я считаю справедливые наказания допустимыми: например, если ребенок швыряет палку в запретной зоне — после третьего предупреждения палка отбирается. Ударил маму? Сядь на 2 минуты в своей комнате, подумай. Это учит ребенка задумываться о последствиях. А чему учит физическое наказание? То, что мама может драться? А зачем это ребенку знать?
Что за психология? Перед каждой такой мамой возникает вопрос: «Как же нехорошо драться?»
Вы, кажется, неправильно понимаете. Этот комментарий не касается конкретного случая. Но в целом ситуация, когда мамы допускают себе применять физическую силу, а потом говорят о том, как недопустимо драться, говорит о двойных стандартах.
Да, и как же эта мама потом философствует: «Как же нехорошо драться.»
Жизнь с наказаниями — это мой угол. Когда он сильно провинился, я могу лишить его компьютера или мультфильмов.
Я также ставлю старшую в угол, если она что-то серьёзно натворила, хотя она понимает меня. Сын еще мал, с ним сложнее.
Я придерживаюсь мнения, что можно обойтись без наказаний. В редких случаях ставлю в угол, но это действительно только в исключительных случаях. Как правило, стараюсь объяснять на словах.
Иногда ставлю в угол, но только в крайних ситуациях.
Я порой бываю импульсивной, и в момент, когда он забирается на двухметровый забор, я, возможно, хлопаю по попе, но в большинстве случаев прибегаю к углу или объяснениям. У знакомых, которые являются примером чудесной семьи, детей не наказывали вообще, и они выросли без проблем.
Иногда и нужно, но важно делать это осмысленно.
Это первый раз слышу о психологе, который рекомендует бить «по попе». Где бы я ни была, все ужасаются даже при упоминании символического физического наказания. У нашего ребенка проблемы, даже когда его не наказывают, ни объяснения, ни беседы не помогают. Сейчас, к счастью, ситуация улучшилась, он стал более послушным, но раньше было настоящим ужасом. Нервы сдавали, иногда получал, даже в этом случае не всегда срабатывало. Опять же, я не рекомендую физическое наказание, хотя в редких ситуациях, возможно, и бывает оно оправданным. Все зависит от ребенка и требует индивидуального подхода.
Некоторый психолог подсказывал, что в вашем случае, когда малыш ведет себя агрессивно, можно попробовать отвечать тем же, но это звучит дико для меня.
А вот подруга растит дочку, не повысив на нее голоса никогда, а только с косым взглядом, и при этом она слушается.
Истории читателей Купрума
Василиса Бутусова ознакомилась с историей читателей Купрума и выделила их общее: осознание ошибки в методах наказания.
Василиса Бутусова:
— Общее, что объединяет все истории, заключается в осознании. У каждого своя история, свои последствия, но каждый из тех, кто делился своей историей, пришел к пониманию, что неадекватные наказания – это ненормально.
Здесь работает профессиональная деформация. Я не удивляюсь ужасам, так как хорошо знакома с агрессией и ее последствиями.
Однако негодование у меня возникает, когда речь идет о наказаниях в детских садах, школах, детдомах. Это происходит повсеместно, подчеркивая необходимость внедрения психологической помощи для тех, кто работает с детьми.
Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми историями, которыми поделились читатели Купрума.
В детстве меня наказывала мама. Она била меня ремнем, скакалкой, руками. Это продолжалось довольно долго. Одно из самых страшных воспоминаний: мы поссорились, и она начала меня избивать. Я плакала и умоляла остановиться, но она была так зла, что таскала меня по всей квартире.
Как это повлияло на мою жизнь? Я стала нетактильным человеком, ненавижу прикосновения. Физический контакт с незнакомыми людьми для меня как потенциальная угроза. Однажды я была на сеансе массажа, и весь сеанс чувствовала себя очень некомфортно. Мне больно вспоминать о детстве, о жестокости и игнорировании.
Из-за своего детства я страдаю от рекуррентной депрессии, анорексии, у меня за плечами несколько попыток суицида. Думаю, именно это самое лучшее говорит о последствиях своего детства.
Когда мне было около 9 лет, я не сделала некоторые домашние дела, было лето. Мама вернулась домой, схватила меня за руку и повела в лес. Привязав к дереву, она ушла, заявив, что комары выпьют всю мою кровь, и я погибну. Другой случай: я спрятала тетрадку с двойкой под матрас, и когда мама нашла «улику», выгнала меня на улицу голой, а была я только в трусах и майке.
Воспитание в форме ремня стало универсальным средством связи мамы со мной. Меня настораживает, почему никто из учителей на моих огромных синяках от ремня не задавал вопросов. Недавно я подняла тему насилия с мамой, и она ответила, что так было нельзя по-другому и считает такой метод воспитания эффективным.
Меня наказывали, ставили в угол, били ремнем, обзывали и угрожали тем, что отправят в детский дом. Все это закончилось примерно в 11-12 лет. Вспоминая это, я чувствую страх, стыд и обиду и глубоко горюю о том, какой я была.
Я никогда не наказываю и не унижаю своих дочерей. Иногда я могу повысить голос, но потом испытываю чувство вины и извиняюсь перед ними.
Я наказывала, ставя в угол за мелкие прегрешения, а за более серьезные — била ремнем. Из-за этого страдаю от боязни совершать ошибки, и панические атаки меня преследуют, если я не правильна.
Собственно, я помню, как в возрасте 4-5 лет меня наказывали за гипертрофированные поступки. Например, если я не смотрела на дороги при переходе, меня заставляли стоять посреди дороги с закрытыми глазами.
В результате: депрессия, страх отношений, нежелание создавать семью.
Хотя мама наказывала жестоко, не всегда, но могли устроить порку ремнем за разные шалости. Однажды меня морили голодом в течение трех дней. Я выросла с заниженной самооценкой, стремясь угодить, чтобы заслужить похвалу и уважение. Сейчас мне почти 40 лет, но я так и не научилась любить и принимать себя.
Как наказания сказываются на психике
Исследования показывают, что люди, которые в детстве подвергались физическому наказанию, с большей вероятностью могут сами стать жертвами или участниками насилия, например, в романтических отношениях, а также вовлечься в иные виды насильственного或 преступного поведения.
Кроме того, существуют научные данные, подтверждающие, что шлепки, пощечины и другие формы физического наказания не приводят к изменениям в поведении ребенка. То же касается и криков или оскорблений. Средства физического или словесного воздействия не просто неэффективны, но могут нанести долгосрочный вред как физическому, так и психическому здоровью ребенка.
Василиса Бутусова:
— Психика детяти — это удивительный адаптивный орган. Дети зачастую вытесняют травматичные события, но постоянные физические или эмоциональные шрамы,ование могут привести к ухудшению состояния у любого человека, даже самого устойчивого. Есть пределы, за которые переступать нельзя, иначе может произойти расщепление личности, чтобы справиться с колоссальными трудностями. Однако и единичные случаи наказания могут оказать значительное влияние на его восприятие мира и самовосприятия.
Когда речь идет о наказаниях, важным является то, что адаптивная психика может адаптироваться к обычному воздействию, но систематические жесткие наказания формируют более серьезные расстройства, такие как КПТСР, ПТСР, диссоциации и различные комбинации расстройств.
Стоит также отметить, что стиль воспитания, который подразумевает непоследовательное поведение, эмоциональное насилие и нестабильность, приводит к хроническим неврозам у детей.
4 способа влиять на поведение ребенка без наказаний
Существуют ли способы воздействия на поведение ребенка без применения наказаний? Безусловно. Одними из таких способов являются поощрения и внимание к положительному поведению и его изменениям, хотя это может показаться слишком простым (на первый взгляд эта простота обманчива).
1. Обратите внимание на положительные моменты
Наиболее эффективный метод воспитания, направленный на изменение нежелательного поведения ребенка, заключается в том, чтобы подчеркивать хорошие действия и игнорировать негативные или трудные моменты.
Как правило, все происходит наоборот: когда ребенок ведет себя хорошо, родители расслабляются, и позволяет себе не обращать на это внимание. Но как только ребенок совершает ошибку или ведет себя неправильно, родители сразу же делают ему замечание. Изменить эту стратегию непросто, но это того стоит.
Смысл заключается в том, чтобы давать внимание и похвалу каждый раз, когда ребенок начинает двигаться в сторону желаемого поведения.
Например, если ребенок часто дрался в детском саду, и воспитателилип с ним взаимодействуют, отмечая моменты, когда он удачно провел пять минут, не вызывая конфликтов с другими детьми, стоит акцентировать внимание и обсуждать, как важно поддерживать такое поведение.
При этом акцент стоит делать на описательной похвале, а не оценочной: вместо «Ты молодец сегодня!» говорить: «Мне очень приятно видеть, как ты вежливо общаешься с детьми и воспитателями. Ты умело провел время, не совершая ошибок и предварительно подготовил свои работы аккуратно.»
2. Вознаграждайте примерные поступки
Поощрение почти всегда оказывается более эффективным методом, чем наказание.
3. Подчеркивайте сильные стороны детей
Это поможет ребенку развивать их и опираться на эти качества в своих действиях. В конечном счете, нам все равно важнее, чтобы ребенок чувствовал себя сильным и способным справиться с повседневностью. И это невозможно добиться критикой и наказаниями — всем нам нужна поддержка.
4. Хвалите наперед
Вы можете попробовать хвалить за качество, которого еще нет у ребенка. Например, если он грубит и игнорирует в общении, вы могли бы отметить, что вам нравится, когда он задумывается о том, каким вежливым и уважительным он может быть. Иногда стоит это подчеркивать.
Когда мы показываем к людям признание даже за малую долю их удач, у них появляется мотивация к достижению желаемого результата.
18 советов для родителей, которые размышляют о методах воспитания и наказания детей
- Наказания всегда должны быть обоснованы.
- Мера наказания должна быть понятной для ребенка.
- Правила и ограничения создают атмосферу безопасности и уверенности.
- Родители не всегда должны быть единственными, кто устанавливает правила — гармоничное участие самих детей в создании и выполнении правил тоже полезно.
- Чаще показывайте свою любовь.
- Считайте ребенка способным и талантливым, действия должны приводить к ощущению своей силы, а не беспомощности.
- Избегайте жестокости.
- Будьте гибкими в общении, ищите новые методы поддержания любви и связи с ребенком.
- Меняйте правила с учетом возраста и обстоятельств. Что сейчас нельзя делать дошкольнику, может стать приемлемым для подростка (например, время прихода домой с 18:00 можно изменить на 20:00).
- Будьте последовательны. Непоследовательность в наказаниях и наградах приводит к неврозу.
- Разделяйте личность и поступки. Человек не становится плохим из-за плохих поступков — плохими могут быть лишь сами поступки.
- Не угрожайте невыполнимыми последствиями или заранее не обеспечивайте угроз.
- В каждой семье свои правила — не пытайтесь копировать и искать готовые решения.
- Правила должны касаться всех — и взрослых, и детей!
- Сохраняйте терпение и самообладание, никто не сможет понять, если вы говорите крика.
- Не придирайтесь к мелочам. Если вы постоянно испытываете раздражение, попробуйте разобраться с его причинами — возможно, они исходят не от ребенка, а от вашего состояния здоровья.
- Не ожидайте от себя идеала. Допускать ошибки — нормально, и родителям тоже. Не будьте строги к себе и не наказывайте себя вместо ребенка.
- Если столкнетесь с неожиданными трудностями, которые много раз будут повторяться, обратитесь за помощью к специалисту — запишитесь на консультацию к психологу или обсудите проблемы с опытным педагогом.
В этой статье рассматриваются лишь некоторые методы, которые могут повлиять на детское поведение. Конечно, подходов гораздо больше.
Важно понимать, что не стоит чувствовать себя беспомощным, если ваш ребенок ведет себя плохо. Ищите эффективные методы, просите помощи специалистов, пробуйте разные подходы. И не забывайте о самом ребенке, даже если он маленький. Самый эффективный метод воспитания – это любовь, понимание и поддержка.