На официальном сайте метрополитена упоминается, что специальные условия по оплате труда предусмотрены для сотрудников подвижного состава, которые отработали 25 и более лет и имеют высшую квалификацию.
Как работается в метро. Откровенный рассказ машиниста с 20-летним стажем о своей профессии
Метро – это один из самых быстрых и безопасных видов общественного транспорта. Каждый день тысячи жителей и гостей крупнейших городов России спускаются под землю, чтобы воспользоваться этим удобным транспортом. Сотрудники метрополитена сделают всё возможное, чтобы сделать поездки приятными, быстрыми и безопасными. Ключевую роль в этом процессе играют машинисты метро. В крупных городах продолжают открываться новые линии, что создает потребность в новых кадрах, а значит, работа машиниста становится всё более актуальной. Мало кто знает все нюансы этой профессии. Сегодня наш собеседник, машинист с более чем 20-летним опытом работы Михаил, делится с нами подробностями своей профессии.
Я работаю машинистом более 20 лет. Ранее я был проводником поезда, но после рождения ребенка решил проводить больше времени с семьей. Поэтому я выбрал курсы водителя метро. Первым делом мы прошли медицинский осмотр: проверяли слух, зрение, давление, делали ЭКГ и флюорографию, также проходили консультацию у психолога. Однако, несмотря на строгость проверок, на курсы брали всех желающих.
При наборе обращали внимание на то, чтобы кандидаты жили в пригороде, чтобы минимизировать время на дорогу. Женщин в основном не принимали, скорее всего из-за необходимости выделения отдельных помещений для отдыха и душевых. Условия обучения были существенно упрощены — как в армии, всё общее. Учебный процесс длился четыре месяца, на протяжении которых нам выплачивали стипендию. Мы изучали много информации, и к концу обучения знали о конструкции поездов буквально всё. Однако практика показала, что для эффективной работы машиниста достаточно было усвоить и десятую часть из пройденного материала.
После курсов нас принимали на работу только на должность помощника машиниста. Через 2-3 месяца можно было пройти экзамен для получения лицензии на самостоятельное управление поездом.
Всё об этой профессии
Работа машиниста требует высокой стрессоустойчивости. Несмотря на то, что ежедневные операции могут показаться монотонными, периодически возникают экстренные ситуации, требующие быстрой реакции.
Управление поездом
Средняя скорость движения поездов составляет 40-50 км/ч, а максимальная может достигать 80 км/ч.
Расстояние между составами поддерживается в пределах 600–500 метров.
Если один из поездов выбивается из графика, следующий состав обязан остановиться и ожидать. Задержки могут происходить из-за того, что пассажиры не успевают войти в вагон, и поэтому поезд стоит на несколько секунд дольше. В случае сокращения расстояния между составами, следующий за ним состав автоматически тормозит.
Я работаю машинистом уже более 20 лет.
Поезд также автоматически входит в повороты благодаря конструкции путей. В обязанности машиниста входит:
- открывать и закрывать двери,
- следить за показаниями приборов,
- тормозить,
- разгонять поезд,
- объявлять названия станций.
О пассажирах
К сожалению, нередки случаи, когда люди падают на рельсы. Лично я никого не сбивал, но у моих коллег такие случаи были. Когда происходит наезд на человека, машинисту предоставляют несколько дней для восстановления после происшествия, хотя некоторые предпочитают брать неделю или даже месяц.
Если кто-то упадет на рельсы, машинист должен резко тормозить. После этого нельзя двигать поезд ни на один сантиметр. Однажды мне пришлось помогать вытаскивать мужчину, который застрял между вагонами. В тот случай машинист нарушил правила и сдвинул состав, и мы смогли благополучно извлечь пострадавшего.
Был также случай, когда парень попытался покончить с собой. Он выбрал место для прыжка на начале платформы, где скорость поезда самая высокая, рассчитывая, что это обеспечит его успех. Однако, не рассчитав силы, он влетел в кабину машиниста, разбив лобовое стекло. Он отделался лишь легкими травмами, а вот машинист остался в полном шоке от этого инцидента, ведь у него был обычный рабочий день, а тут вдруг в его кабину врезается человек.
Часто пассажиры не успевают втиснуться в вагон, и поезд стоит на несколько секунд дольше, чем планировалось.
График работы
Рабочий график машинистов во многом определяется руководством. По правилам рабочий день не должен превышать 6 часов, но на практике он может составлять и более 8 часов.
Перед выходом на смену необходимо пройти контроль основных показателей здоровья. Утренний час пик длится с 6 до 7 утра, в это время на работу выходит почти всё руководство. Перерыв на обед составляет 30 минут, но часто приходится обедать прямо в пути. В кабине машиниста разрешается курить, что позволяет сэкономить время.
Выходной день у нас предоставляется раз в неделю, а спаренные выходные – настоящая редкость! В итоге в месяц получается всего 4 выходных дня.
Если так сложится, что после ночной смены следующая начинается утром, в депо есть специальные комнаты отдыха, где мы можем переночевать. В нужное время приходит человек, который по расписанию будит нас для выхода на смену.
Зимой, особенно при сильных снегопадах, на открытых участках пути могут образовываться пробки, пока снег не будет убран с путей.
Где найти вакансии метрополитена Москвы
Искать вакансии Московского метрополитена довольно просто:
- На сайте job.mosmetro.ru вы найдете все текущие вакансии, которые сопровождаются подробным описанием и требованиями к кандидатам. Есть возможность отправить своё резюме напрямую.
- Изучив сайты по поиску работы, такие как superjob.ru, можно найти более 400 вакансий в Московском метрополитене.
- Вы также можете посетить один из центров по подбору персонала, расположенных, например, на станциях метро Выставочная (2-й ярус) и Нагорная (ул. Криворожская, д.6, стр.1). Здесь вы получите исчерпывающую информацию о текущих вакансиях и сможете заполнить анкеты. После этого вас пригласят на собеседование.
- Существуют студенческие отряды, где студенты могут проходить практику с возможностью дальнейшего трудоустройства.
Метро Выставочная и Нагорная представлены на карте:
Требования к кандидатам
Требования к кандидатам зависят от конкретной профессии и места работы.
В большинстве случаев необходимо наличие:
Наличие образования
- Для работников клинингового центра, водителей автобусов, машинистов электропоездов, контролеров-кассиров, монтёров пути и грузчиков требуется образование не ниже основного общего.
- Для электромонтеров, слесарей-электриков, маляров, монтажников и медицинских работников – не ниже среднего профессионального образования.
- Для бухгалтеров, инженеров, специалистов по контролю качества, дизайнеров-проектировщиков необходимо высшее образование.
Опыт работы
- Для некоторых профессий опыт работы не является обязательным (уборщики, вахтеры и прочие).
- Для того чтобы устроиться на должность машиниста электропоезда, инспектора службы безопасности или дежурного по станции, необходимо предварительно пройти обучение в Корпоративном университете продолжительностью 5-6 месяцев.
- По остальным профессиям требования к опыту работы могут варьироваться, в основном требуется от 1 года.
Прохождение медицинской комиссии
Такое обследование требуется практически для всех работников, за исключением офисных сотрудников, таких как бухгалтеры и ведущие инженеры.
Средняя зарплата машиниста в Москве
Не удивительно, что образованные и опытные специалисты стремятся работать в Москве, чтобы получать более высокую оплату труда. В столице, где не только разветвленная сеть метрополитена, но и большое количество новых строек, квалифицированные машинисты могут без труда найти себе работу. Это влияет на уровень заработной платы. Средняя зарплата машиниста метро в Москве значительно превышает среднюю по стране.
Машинист метро в Москве зарабатывает в среднем 103 тысячи рублей, машинист-тракторист – 67 тысяч рублей, а машинист компрессорных установок – 75 тысяч рублей. На 2024 год самым высокооплачиваемым машинистом считается экскаваторщик со средней зарплатой почти 113 тысяч рублей.
Эти данные основаны на анализе вакансий от московских работодателей и не учитывают дополнительных премий, надбавок за переработки и квалификационные уровни. Стоит помнить, что новички в профессии могут получать зарплату ниже средней, в то время как опытные специалисты могут зарабатывать до 170 тысяч рублей.
Средняя зарплата машиниста в городах-миллионерах
Сравним среднюю зарплату машинистов различных специальностей в городах-миллионерах:
машинист электропоезда | машинист экскаватора | машинист-тракторист | машинист компрессорных | |
Санкт-Петербург | 75 000 | 107 000 | 65 000 | 70 000 |
Новосибирск | 55 000 | 130 000 | 65 000 | 56 000 |
Екатеринбург | 69 500 | 125 000 | 56 500 | 77 500 |
Казань | 52 500 | 125 500 | 64 500 | 79 500 |
Нижний Новгород | 53 400 | 119 000 | 67 400 | 79 400 |
Уфа | 52 000 | 128 000 | 66 000 | 91 000 |
Ростов-на-Дону | 55 000 | 126 000 | 92 000 | 49 000 |
Омск | 67 000 | 135 000 | 57 000 | 53 000 |
Красноярск | 65 000 | 137 000 | 63 000 | 89 000 |
Пермь | 95 000 | 129 000 | 62 000 | 77 000 |
Воронеж | 95 000 | 115 000 | 78 000 | 71 000 |
Волгоград | 67 000 | 120 000 | 86 000 | 72 000 |
Самара | 56 000 | 130 000 | 73 000 | 88 000 |
Челябинск | 95 000 | 124 000 | 58 000 | 94 000 |
Зарплата в ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» по городам:
Город | Зарплата |
Москва → | 47 000 — 115 000 руб |
Область | Зарплата |
→ | 95 800 руб |
г. Москва → | 54 200 — 74 300 руб |
Город Москва → | 47 000 — 154 000 руб |
Зарплата в ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» по должностям:
Должность | Зарплата |
Аккумуляторщик → | 64 000 руб |
Водитель автобуса → | 110 000 руб |
водитель трамвая → | 115 000 руб |
Дежурный по станции метрополитена → | 87 000 руб |
Дежурный станционного поста централизации → | 84 500 руб |
Дорожный рабочий → | 90 000 руб |
Дренажник → | 62 800 руб |
Инженер → | 75 000 — 98 700 руб |
Инспектор → | 70 000 руб |
Кладовщик → | 56 000 — 70 300 руб |
Контролер-кассир → | 55 700 руб |
Лифтер → | 54 800 руб |
Маляр → | 100 000 руб |
Монтер пути → | 60 000 руб |
Обходчик пути и искусственных сооружений → | 54 200 руб |
Подсобный рабочий → | 70 000 руб |
Помощник машиниста электропоезда → | 90 000 руб |
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий → | 68 000 руб |
Слесарь по ремонту автомобилей → | 54 000 руб |
Слесарь по ремонту подвижного состава → | 74 300 — 74 900 руб |
Слесарь-ремонтник → | 63 000 руб |
Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена → | 60 000 руб |
Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов → | 71 000 руб |
специалист по персоналу → | 95 800 руб |
Техник → | 53 200 руб |
Тоннельный рабочий → | 50 000 руб |
Уборщик производственных и служебных помещений → | 54 000 руб |
Уборщик служебных помещений → | 54 000 руб |
Уборщик территорий → | 47 000 руб |
Фельдшер → | 59 000 руб |
Штукатур → | 65 000 руб |
Электромеханик → | 83 200 — 113 000 руб |
Электромеханик по лифтам → | 51 000 руб |
Электромонтажник по кабельным сетям → | 86 000 руб |
Электромонтер контактной сети → | 65 000 руб |
Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки → | 50 000 руб |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи → | 54 700 руб |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования → | 73 000 руб |
Ищете работу в МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН? Обратите внимание на свежие вакансии ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» на сайте Rabotat.top.
Сколько получают машинисты метро в других странах
Зарплата машинистов в зарубежных метрополитенах существенно выше, чем у российских коллег:
- Нью-Йорк (США) — 7500 долларов (477 840 рублей);
- Лондон (Великобритания) — 4100 фунтов стерлингов (335 660 рублей);
- Берлин (Германия) — от 3500 до 4000 евро (247 531–282 894 рублей).
Несмотря на достойные зарплаты, работники метрополитенов в Европе часто прибегают к забастовкам, требуя улучшения условий труда и повышения заработной платы.
Перспективы профессии
Профессия машиниста метро остаётся актуальной только в тех городах, где функционирует метрополитен. В России таких городов всего семь. Кроме того, в планах значится строительство метро в Уфе, Омске, Саратове, Челябинске и Красноярске, однако точных сроков реализации этих проектов пока нет.
Однако о долгосрочных перспективах говорить не стоит: в Китае уже начали появляться автоматизированные линии метро, которые управляются компьютерными системами без участия человека.
Рабочий день машиниста метро:
Несмотря на сложность и высокую ответственность, работа машиниста негативно сказывается на здоровье. Однако есть и плюсы: по окончании обучения можно получать стабильную работу с хорошей зарплатой. В метрополитене наблюдается низкая текучесть кадров, что обеспечивает стабильность занятости, наличие социальных льгот и высокий (хотя ограниченный, если не стремиться к руководящим должностям) уровень заработной платы.
(4 оценок, среднее: 2,25 из 5)