Как и многие другие фильмы, «Странные мужчины Семеновой Екатерины» я посмотрела спонтанно. Если бы я заранее поинтересовалась про что эта картина, то наверняка обошла ее стороной. Та же Википедия описывает фильм как детективную мелодраму. Мне совершенно не нравится подобное в отечественном исполнении. К счастью, я ничего о ней не знала, и все происходящее на экране стало для меня приятным сюрпризом.
Мой отзыв — не попытка проанализировать фильм и дать оценку всему и вся. Здесь я рассказываю о том, что зацепило лично меня, показываю свое видение картины.
Краткий сюжет
Санкт-Петербург, начало 90-х прошлого века. Катя — молодая невостребованная актриса. Живет одна в коммуналке. Все остальные жильцы выбыли: кто по причине смерти, кто просто переехал. Имеет приходящего любовника, милиционера Игоря. Тот, накануне своей свадьбы с дочерью начальника, бросает Катю. После разрыва девушка случайно становится свидетелем бандитской разборки. Пожалев избитого мужчину, она приводит его домой. Им оказывается Никита, промышляющий перевозкой незаконных грузов и находящийся на заметке у оперативников. Никита остается у Кати в качестве квартиранта. С этого момента между двумя молодыми людьми начинаются сложные отношения, включающиеся в себя не только их двоих, но и друзей Никиты, его сына и, конечно, Игоря.
Иные люди 90-х
«Странные мужчины Семеновой Екатерины» — доброе концептуальное кино. Подобного я не встречала среди отечественных фильмов, да и среди иностранных не часто попадалось. Большинство идейных фильмов представляют мир с серой стороны. От их просмотра становится невыносимо грустно, хотя внутри себя понимаешь, что все не так плохо, как показано. Это кино иное. Оно наполнено душевным светом и теплотой. Здесь нет по-настоящему плохих людей или ситуаций. Сценарист и режиссер позаботились о том, чтобы, несмотря на возникающие трудности, все закончилось хорошо.
На мой взгляд «Странные мужчины» — это фильм не столько о любви и соперничестве, сколько история о времени и людях, которые его населяли.
90-е годы, начало дикого капитализма. Обычно фильмы об этом периоде отражают жестокость реальности и людей. В них нет так называемого «доброго-вечного». Если в конце умирают не все герои, то это считается неплохим завершением. Этот же фильм представляет класс другого кино. Он сосредоточен на незаурядных людях с тонкой душевной организацией. Я понимаю, что это звучит пафосно, но эти слова наиболее точно отражают то, что я хочу сказать.
Катя
Катю трудно описать словами, ее необходимо смотреть. Этот человек совершенно не подходит времени, в котором живет. Мне она напоминает девушку из 19-го века, еще не тронутую эмансипацией, но уже открыто демонстрирующую собственное достоинство.
Движения, речь и поступки — все выделяет ее из толпы. Она хочет играть, но не готова делать это через постель. У нее есть близкий друг: жираф в зоопарке. Именно к нему она приходит, чтобы выговориться после разрыва с Игорем. Слова и чувства Кати доходят до жирафа быстрее, чем до тех, кто ее окружает. Поздним вечером она подбирает раненного мужчину и оставляет его у себя в квартире. Эти и многие другие поступки намекают на инфантильность Кати, но с моей точки зрения, она не легкомысленна. Девушка обладает своим взглядом на мир, который опускает жестокие реалии времени. Он же позволяет ей быть настолько притягательной.
Врач
Евгений Евгеньевич — врач, друг Никиты. Сюжет относит его к второстепенным персонажам, но для меня по значимости он стоит на втором месте после Кати.
Также как и она, он оригинальная личность. Когда Катя внезапно начинает говорить о необычном поведении неба, он искренне откликается на ее реплику. У них складывается разговор, в котором он с легкостью переходит на французский и декламирует стихотворение. Что еще более удивительно, Катя его подхватывает.
В фильме есть еще несколько моментов, которые показывают, что девушка и врач родственные души. Все они вызывают желание увидеть развитие их отношений, но сценарий оказывается совершенно иным. Мне жаль, что Евгений Евгеньевич посчитал себя старым для Кати и даже не попытался завоевать девушку. На мой взгляд он подходит ей намного больше псевдобрутальных Никиты и Игоря.
Никита
Возлюбленный Кати. Как персонаж мне не понравился: слишком блеклый. Для меня он стал примером того, во что превращаются творческие люди, уходя в коммерцию. В нем осталось уважение к себе и другим, но он уже начинает играть по правилам своего времени. Чувства близких ему людей отходят на задний план, а на первое место выдвигается желание преуспеть.
Игорь
Бывший любовник Кати. Как и Никита, Игорь старается получить от жизни все, что можно. Ради продвижения по службе он берет в жены нелюбимую женщину, дочь начальника. Чуть позже он снова выбирает карьеру, испугавшись уничтожить документы, доказывающие вину Никиты. Впоследствии он жалеет по крайне мере о первом своем поступке, что показывает его с лучшей стороны.
В образе Игоря есть интересная деталь: солнцезащитные очки «авиаторы». Он надевает их не только днем, но и ночью. Казалось бы, зачем? Я думаю, что очки помогают ему быть мачо, таким русским Шварценеггером. Он скрывает за ними не глаза, а душевную натуру. Он считает, что время благоволит только сильным бесчувственным самцам и становится таким сам.
Сын
Ваня — сын Никиты. Традиционно в искусстве дети символизируют будущее. Если рассматривать Ваню под этим углом, то будущее оказывается неплохим. Он не хулиган и любит своего отца. В его поступках много своеволия, но они всегда осмысленны. Его будет воспитывать не только Никита, но и Катя. Это означает, что он вберет в себя качества обоих. В итоге получится гибрид одухотворенности и практической жилки.
Петербург
Немалую роль в фильме играет место действия. Санкт-Петербург считается городом интеллигентов. Мне кажется, что было правильным решением поместить героев именно здесь. Петербург обладает сильным духовным зарядом, но, как и люди, подвержен времени. Под его действием он видоизменяется, становясь домом для группировок, их разборок и праздников.
Трамвай
Образ трамвая с рабочими, по моему мнению, появляется, чтобы показать категорию рабочих людей, для которых мало что изменилось. Конечно, если они сами не пожелали войти в новую систему, как это сделал водитель. Несмотря на происходящие вокруг перемены, они едут по предрассветному городу в своем трамвае, едят, поют, разговаривают.
Душевные люди
Фильм изобилует душевными моментами, появления которых не ждешь в действительности 90-х:
- спасение котенка водителем трамвая,
- искренне перекрестившийся бандит после того, как обнаружил, что избитый жив,
- Катя подобравшая незнакомого мужчину,
- Катя взявшая приемыша.
Все это не только украшает фильм, но и передает одну из идей: если есть душа, то никакие обстоятельства не сделают человека черствым. Такие люди изменяют мир к лучшему через большие и маленькие поступки.
Плохие люди
Злодеев в классическом смысле в фильме нет. Самый дурной поступок совершила мать Вани, отдавшая его после повторного замужества в интернат. На фоне ее поступка действия остальных выглядят не такими плохими.
Мое мнение
Это стоящий фильм, который не забудется ни через год, ни через два после просмотра. Я советую его тем, кто любит авторское кино. Здесь помимо оригинального подхода к подаче идей присутствует светлый финал и увлекательная актерская игра. Вместе они создают потрясающий фильм, не похожий ни на какой другой.
На ютубе есть видео об истории создания фильма «Истории и легенды Ленфильма». Из него можно узнать много интересного. Советую посмотреть.