Самым громким преступлением в Тамбове стало убийство политика Галины Старовойтовой в 1998 году. Двое бандитов из банды застрелили ее у подъезда ее квартиры, но имя заказчика остается загадкой. В общей сложности банда несет ответственность за десятки смертей по всей России.
ОПГ из лихих 90-х, чья деятельность продолжается до сих пор
В 1990-е годы только в России насчитывалось около 2500 преступных группировок. У членов банд были разные судьбы: одних убивали конкуренты, другие отбывали пожизненные сроки или умирали в колониях строгого режима, были и те, кто бежал или отбывал наказание перед законом и жил свободной жизнью. Но, несмотря на все это, страсть к хорошей жизни и быстрым деньгам никогда не угасает, и поэтому все чаще появляются грабители 1990-х годов, которые по-прежнему идут по криминальному пути, но вместо нашумевших ограблений они стали заниматься незаконным финансовым бизнесом.
Солнцевская
Знаменитая банда Солнцева в свое время была известна на всю страну. Эта группировка существовала в Москве с конца 1990-х годов, и ее члены занимались самыми разными видами преступной деятельности — от мелких краж до похищений и вымогательств.
Лидером группировки был Сергей Михайлов, который родился в Солнцево и провел там свое детство. В то время, когда все бандиты стали убирать за собой или быть наказанными правосудием, могущество «солнцевских» только росло. Основателю и единоличному лидеру группировки сейчас 61 год. Несмотря на то, что он совершил массу преступлений, он никогда не сидел в тюрьме. Лишь однажды у него возникли проблемы с правосудием, но суд смягчил ему наказание до трех лет условного срока.
Сейчас Сергей Анатольевич является перспективным бизнесменом и занимается благотворительностью.
ОПГ никуда не делись
— Есть ли еще кто-то из некогда печально известных московских ОГО? Заменили ли их кем-то другим?
— Вся организованная преступность одним махом перешла на «цифру» и перешла на криптовалюту. Найти эти группы в ней — абсолютная математика. Это настолько сложно, что я не хочу это комментировать. Преступность набирает обороты. Они носили дорогие костюмы, галстуки Brioni, галстуки-бабочки, приобрели некоторые активы за это время. Часть активов ушла за границу. Большая часть денег по-прежнему делается с помощью цифровых технологий.
Нынешнюю ситуацию в Москве можно назвать довольно спокойной. Но даже в конце 1980-х годов, уже после расцвета бандитизма, в Москве все еще действовали воинствующие организованные преступные группировки. В то время, однако, не было проституток, а воры-вымогатели в основном не занимались рэкетом. Группировки стали специализироваться на более крупных делах. Например, они захватывали целые отрасли промышленности. Неправильно говорить, что милиция тогда не реагировала на банды, но правоохранительные органы не могли с ними справиться. В том числе и потому, что в 2008 году президентом Дмитрием Медведевым были упразднены департаменты по борьбе с организованной преступностью. На их базе были созданы подразделения по борьбе с экстремизмом и защите государства.
— Речь идет о «сотрудниках банковской безопасности»?
— Отчасти. Система проста. Есть те, кто «наверху», и есть исполнители. Исполнители примитивны и, как правило, неграмотны. Все они работают на организованную группу, которую возглавляет человек совершенно другого уровня, авторитет.
Недавно прокурору Москвы Денису Попову удалось нанести мощный удар по всем исправительным учреждениям города, — продолжает Юрий Жданов: — В каждом СИЗО у заключенных даже отобрали незаконно принесенные ими компьютеры и телефоны, которые они использовали для финансовых махинаций, уничтожили колл-центры. В одном СИЗО был центр, который ежедневно приносил до 5 миллионов прибыли. Конечно, имея такую статью дохода, кто будет бить морду конкурентам? И зачем им это делать, если мир сегодня совсем другой? Все изменилось. Соответственно изменилась и преступность.
Преступная «цифровизация»
— Когда вы говорите о цифровых технологиях, вы также имеете в виду даркнет, включая рынки наркотиков и оружия?
— Конечно, я имею это в виду. Эти рынки работают на благо преступного мира. Преступление становится услугой. Бесплатным механизмом, который можно заказать.
— А как насчет территорий? Что там с ОПГ?
— Чем беднее территория, тем больше там проблем, тем меньше движение в сторону «цифровизации». Там еще есть какие-то группы, и нарушители закона имеют некоторую власть. Но это все из прошлого века, движение в никуда. Они сами это понимают и двигаются в сторону технологий. Даже если они сами не учатся базовым навыкам, они хотят, чтобы те, кто их окружает, могли пользоваться современными технологиями.
«Солнцевская группа». Основная зона влияния находилась на юго-западе столицы. Они специализировались на операциях с недвижимостью, охранных предприятиях и отмывании денег, в том числе от незаконного оборота наркотиков. С 2011 года члены банды были замечены в разграблении природных ресурсов и организации незаконных свалок мусора в Москве и Московской области под руководством Ивана Плотникова (Ваньки Чертановского). Банда существует и по сей день. Фактически ОПГ уже давно является международной группировкой, лидеры которой находятся в разных странах. Многие бывшие члены «легализовались» в России и занимаются бизнесом у себя на родине.
Преемник для Сильвестра
По мере роста влияния Сильвестра росло и число его врагов, в том числе и внутри Ореховской организованной преступной группы. 13 сентября 1994 года автомобиль Mercedes-Benz 600SEC, в котором сидел Тимофеев, взорвался в центре Москвы. Главного криминального авторитета столицы похоронили в закрытом гробу на Хованском кладбище. Его место вскоре занял Ося: ходили слухи, что он приложил руку к смерти своего босса, чтобы стать новым главой Орехова.
Ося оказался еще более безжалостным, чем Сильвестр: если Тимофеев был беспощаден к своим конкурентам, то Буторин не проявлял милосердия даже к своим подчиненным. Он организовал масштабную чистку в ореховской банде, уничтожая наркоманов, пьяниц и потенциальных конкурентов в борьбе за власть в группировке. Чистка неугодных обычно проходила по одной и той же схеме.
Потенциальных жертв приглашали на встречу на подмосковную дачу или в квартиру.
Там неугодного хладнокровно убивали на глазах у товарищей, после чего известный киллер ореховской банды Александр Пустовалов (Саша Солдат) расчленял труп и складывал его в большой мешок. Затем пиршество продолжилось. Все злодеи знали, чем закончится приглашение на встречу, но никто не посмел отказаться.
Кровавый режим Осси, однако, понравился некоторым из Орековых, в том числе братьям Пылевым (Дасти). Старший из них, Андрей (Карлик), именно он заказал в Греции убийство легендарного киллера Александра Солоника (Саша Македон), когда тот плохо отозвался о новых лидерах ореховской ОПГ.
Чем меньше нас будет, тем больше денег мы получим.
Члены преступной организации «Ореховская ОПГ» братья Пыли в суде.
Однако дерзкие преступления группировки не могли оставаться безнаказанными вечно. В 1996 году началось расследование в отношении Осы, который затем пошел на неожиданный шаг: он инсценировал собственную смерть. На Николо-Архангельском кладбище Москвы состоялись тщательно продуманные похороны.
Я понял, что все довольно шатко, и устроил себе похороны, чтобы отдохнуть. Не то чтобы я скрывался, но когда ты мертв, сомнений не остается. Это была игра, это было весело.
Пока столичные преступники оплакивали Осю, он бежал в Грецию со своим верным телохранителем и киллером Маратом Поланским. Там Буторин сделал пластическую операцию и изменил свою внешность, затем поселился в Испании и продолжал управлять Ореховским оттуда. Однако вскоре Оша понял, что его план уйти в подполье не сработал: В ходе расследования выяснилось, что он по-прежнему активно работает на команду.
Следствие под огнем
Одним из тех, кто пошел по следу ореховских бандитов, был Юрий Керезь, старший следователь спецпрокуратуры в закрытом военном городке Власиха. Расследуя убийства во Власихе, группа Кереза вышла на след группировки Сергея Буторина и впервые в России возбудила уголовное дело по статье 210 УК РФ («организация преступного сообщества»). Затем Ореховские попытались подкупить следователя, но тот отказался.
Приспешники Оси не привыкли предлагать что-то дважды. В течение нескольких дней убийца Олег Пронин (Аль Капоне), одетый в грязную одежду и притворявшийся бомжом, преследовал следователя у здания прокуратуры. 21 октября 1998 года, когда Керезь возвращался домой с работы, Аль Капоне несколько раз выстрелил ему в голову. Юрий Керезь скончался от полученных ранений на месте преступления.
Ореховские надеялись, что после этого убийства дело их банды развалится. Но грабители просчитались: Коллеги Кереза были вынуждены действовать из принципа. К их работе подключились и другие силовые структуры.
Главное было не допустить утечки оперативной информации. Перед нами стояла задача свести круг задействованных должностных лиц к минимуму.
Одним из тех, кто расследовал мутные дела Ореховских, был Николай Петров, заместитель начальника Регионального отдела по борьбе с организованной преступностью (РОБОП) Центрального регионального управления МВД в столице. Ошия хорошо знал этого человека: в 1980-х годах они вместе служили офицерами в Одинцово и активно занимались боксом. Но в 1990-х годах они расстались: Петров стал милиционером, а Ося оказался по другую сторону закона.
Все эти годы главарь ореховской банды внимательно следил за деятельностью своего бывшего коллеги. И когда Николай Петров стал проявлять все больший интерес к его группировке, Ося приказал своему киллеру Полянскому без колебаний устранить милиционера.
Получив от своего босса всю необходимую информацию о жертве, Ося приказал киллеру Полянскому устранить милиционера.
Утром 3 декабря 1998 года офицер Петров и его жена вышли из дома, чтобы отправиться на работу. Когда супруги проходили мимо станции метро «Свиблово», к ним подъехал фургон, из которого раздались выстрелы. Милиционер получил касательное ранение в шею, пули также задели его жену, но оба остались живы.
По некоторым данным, стрелок Полански по какой-то причине зарядил свою винтовку Ruger не обычными патронами, а мягкими пулями, вроде тех, что используют велосипедисты, что и спасло жизнь Петрову и его жене. Но среди сотрудников милиции повторная попытка убийства коллеги была воспринята как провокация.
По словам полковника Евгения Черноусова, преступники, криминальные авторитеты и члены банд старой закалки придерживались негласного правила: милиционеров не убивать. Преступники знали, что они просто выполняют свою работу.
Милиционера можно было убить при задержании, но не по приказу. Таков был принцип. Ореховцы выпадали из общего ряда, и мы относились к ним с отвращением.
3 место. «Подольские»
Крупная ОПГ «Подольские» была сформирована в Подольске Московской области в начале 1990-х годов и просуществовала до начала 2000-х годов. В лучшие времена банда насчитывала до 100 членов. В середине 1990-х годов преступники взяли под контроль практически все предприятия города: магазины, автозаправочные станции, банки, автосервисы, строительные компании. Щупальца банды протянулись в другие города — филиалы подольских действовали в Уренгое и Киеве.
Прибыли ОПГ были фантастическими. В 1991 году только на одной крупной афере банда заработала 30 миллионов долларов. Преступники обманули целый город, пообещав привезти в Подольск большое количество импортного сахара по смешной цене и пригласив всех желающих сделать предварительный заказ. Когда была собрана значительная сумма, мошенники просто исчезли.
Есть сведения, что Подольские зарабатывали в США на контрактах на убийство, «решая проблему» за 10 000 долларов. Можно сказать, что банда самораспустилась — некоторые из лидеров годами находились в международном розыске, другие были уважаемыми фигурами в городе и имели доступ к высоким должностям в Москве. Одним из лидеров ОПГ был бизнесмен Сергей Лалакин, который получил от президента России именные часы и медаль «За верность долгу и Отечеству».
2 место. «Ореховские»
Ореховская банда возникла в середине 1980-х годов и успешно действовала до середины 1990-х годов.
Вскоре Ореховские контролировали почти все столичные службы такси, Пражский, Покровский, Митинский и Дорогомиловский рынки, компанию «Русское золото», банк «Капитан Экспресс» и даже аэропорт Домодедово. Щупальца группировки протянулись далеко на Восток — бандиты участвовали в приватизации уральских металлургических гигантов.
Жадный и жестокий Ореховский обложил бизнесменов непомерными налогами. Крупным компаниям он отдавал до 30% прибыли, мелким — до 70%. С теми, кто не соглашался, поступали безжалостно и по экспоненте. Глава ОПГ, бывший новгородский тракторист Сергей Тимофеев по прозвищу Сильвестр, имел состояние в 14 миллионов долларов. Этот человек стал настоящей легендой и считается прототипом Саши Белова в «Бригаде», Рокки в «Ледниковом периоде» и Сильвера в «Бандах».
Точное число жертв Ореховских неизвестно, но по делам, связанным с бандами, было убито 30 человек. Считается, что олигарх Борис Березовский был почти одним из них, когда его убили в результате дерзкого покушения в июне 1994 года. Одним из киллеров ОПГ был знаменитый Саша Солдат, ликвидировавший легенду криминальной России Сашу Макендонского.
Конец Ореховских наступил со смертью Сильвестра, который был взорван в своей машине 13 сентября 1994 года. Его преемник, Сергей Буторин по кличке Ося, не имел большой власти, и банда начала распадаться. Бойцов ОПГ рассеяли по всему миру, арестовывали и отдавали под суд на длительные сроки. Последний киллер Орехова, Дмитрий Белкин, был арестован только в 2012 году.
Смерть за неповиновение
Ирина Зироян, как и Лабинцева, не захотела расставаться с бизнесом мужа и заплатила за это жизнью. В начале 1990-х годов Ирина Зироян вышла замуж за Геру по прозвищу Обезьяна. От предыдущего брака у Ирины был сын Исмаил, которого она приняла как родного. Пара жила в большом достатке. Гера был боссом армянского крыла ореховской банды, контролируя почти всю торговлю на юге Москвы: Замоскворецкий рынок, рестораны и торговые центры на Варшавском шоссе. Каждый день Зироян получал колоссальную прибыль. Но однажды Гера встретил Владо, главаря банды наркоторговцев из Мытищ. Владо уже не устраивало Подмосковье, и он хотел увеличить свое состояние. Зироян был готов уступить Владо 20% своего состояния. Однако Владо это не устроило, и вскоре Гера был застрелен из автомата.
Ирина стала вдовой и наследницей уставного капитала Замоскворецкого рынка и других предприятий мужа. Бандиты сразу же подошли к ней и потребовали, чтобы она оставила все им. Ирине предложили хороший ежемесячный доход, от которого она жестко отказалась. В конце 1990-х годов Ореховским было предъявлено обвинение в «организации преступного сообщества» — первое уголовное дело в современной истории России. Лидеры ОПГ бежали за границу, а многие их подчиненные оказались на скамье подсудимых. Ирина решила, что бывшие коллеги ее убитого мужа не так страшны, как раньше. Она легализовала преступные предприятия Зирояна, и многим бывшим подчиненным не нашлось места в ее новой империи. Бывший опекун Вааги Оганесян, также известный как Цо, не был готов мириться с таким положением дел. После серии угроз бандиты ворвались в один из магазинов Ирины. Ей удалось скрыться, но ее 18-летний сын Исмаил, который работал телохранителем своей матери, был убит. Семь лет спустя люди в масках застрелили Ирину, которая направлялась на деловую встречу. Она была похоронена рядом с бывшим мужем и сыном: Родственники Ирины решили, что она и после смерти должна держаться подальше от Геры Зироян.
Мать предсказывала смерть дочери
Вечером 16 сентября 2000 года жительница одной из «сталинки» в Чебоксарах услышала странный шум у подъезда. Она открыла дверь, но ее тут же ударили пистолетом по лбу и заставили вернуться в квартиру. Когда на лестничной площадке все стихло, муж испуганной женщины рискнул выйти на улицу. В луже крови лежали двое мужчин и красивая девушка. 20-летняя Александра Петрова еще дышала, но врачи не смогли ее спасти. Саша умерла по дороге в больницу. Через два дня у нее был пышный день рождения.
В 16 лет Саша Петрова уехала из Чебоксар в Нижний Новгород, чтобы выиграть конкурс «Мисс Россия», впервые «покинув» столицу. Детская мечта сбылась — в 1996 году Александра стала новой королевой красоты.
Бизнес процветал, посыпались предложения от различных агентств. Даже Голливуд приглашал ее на съемки, но мама была против. Саша отучилась два курса на языковом факультете и уехала. Ее обычный муж, Константин Чувилин, хотел видеть девушку рядом с собой, а не за книгами.
Костя был непростым человеком. А 18-летней Саше нравились «плохие мальчики», особенно из «бандитов», потому что в детстве и юности она жила скромно. Чувилин состоял на учете как безработный, но на самом деле он был членом чапаевской ОПГ, самой влиятельной в Чебоксарах. Поэтому легко было объяснить, что у него есть деньги на роскошную квартиру на улице Кирова, переделанную за один евро, и последний «Жигуль».
Близким другом и «партнером» Кости был Радик Ахметов, руководитель Центрального рынка. Этот рынок стал причиной конфликта между владельцем фирмы Анатолием Доронициным и местной мэрией. По версии следствия, Дороницин нанял киллера, чтобы устранить подорвавшего его Ахметова.
Киллер встретил Радика в сопровождении Петровой и Чувилина. Наемник расстрелял всех троих с близкого расстояния у входа в элитный дом. Преступника найти не удалось, что было неудивительно в то время.
Некто Катя Катя написала о Петровой на форуме: «Она выделялась. Она была скромной, высокой и одевалась в черное. Потом она сошлась со своим буржуазным мужем. Она стала тусоваться в ресторанах и забросила учебу. Но она носила меха. Весь город прощался с ней, все ее любили.
Хуже всего, что мать Саши предвидела трагическую судьбу дочери и ужасно боялась за ее жизнь.
«Я знала, что так будет. Я читала по ладони: на ладони Суры линия судьбы пересеклась с линией духа, когда ей исполнилось двадцать лет, и в точке пересечения стояла точка. Удар по голове в двадцатилетнем возрасте. Правда, я ей ничего не сказала. Есть такая примета: если увидишь таракана — это плохая примета. А потом они начали падать со стены, и как мы их ни отмывали, они продолжали падать. Это было неестественно, как они падали. И после этого произошло — все, ни одного таракана», — с ужасом вспоминает Татьяна.