Я искренне рад за людей, которые с удовольствием вспоминают свои школьные годы. Тем не менее, мне кажется, что зачастую мы путаем приятные воспоминания о детстве с воспоминаниями о советской школе. Это все-таки разные вещи.
Вспоминаю как страшный сон. Большой разговор о советской школе
Сегодня мы затронем ключевую и неоднозначную тему, связанную с советской системой школьного образования. Почему эта тема считается опасной? Из-за того, что она может задеть многих. Часто можно услышать, как советская школа вспоминается с почтением, и даже служит примером для современных образовательных систем. Эта система дала старт многим известным ученым, артистам и бизнесменам, предоставив им базу для достижения значительных успехов. Но все же вопрос остается: были они жизненно успешны благодаря этой системе или, возможно, вопреки ей? Здесь мнения озадачены и весьма различны. Когда звучит критика, она обостряет ситуацию для тех, кто уверен, что данная образовательная система была правильной, надежной и успешной.
Наш разговор также интересен тем, что в качестве собеседника мы пригласили не традиционного школьного учителя, который провел годы у доски. В нашем разговоре участвует российский журналист Дмитрий Чернышев, автор нескольких бестселлеров на тему развития креативного мышления, включая «Как люди думают» и «Как сделать так, чтобы дети полюбили школу». На сегодняшний день Дмитрий проводит лекции в университетах и на крупных онлайн-платформах, входя в десятку самых популярных блогеров рунета. Интересно выяснить точку зрения человека, который не лишь погружен в систему образования, но и тщательно ее исследует.
Почему прусская система уже не работает
— Могли бы вы немного рассказать о том, как сформировалась система школьного образования, использовавшаяся в СССР? Какие у нее были свои сильные и слабые стороны?
— Совсем скоро мы будем отмечать полтысячи лет так называемой классно-урочной системы. Эта система заключается в том, что один учитель передает одинаковые знания группе детей, подобранных по возрасту, они все молчат, а правильность их ответов оценивается на соответствие учебнику: если совпало — значит, правильно.
На протяжении пяти веков эта система была удобна лишь для одного человека — учителя. В его задачи входило передавать отобранные знания: у него была утвержденная программа, от которой он не имел права уклоняться, и эта информация должна была обязательно попасть в сознание ученика.
При этом стоит вспомнить о некоторых характеристиках прусской образовательной системы, которая была использована в советских школах и продолжает функционировать в России и Беларуси до сих пор.
В начале девятнадцатого века Пруссия столкнулась с серьезным поражением от Франции. Страна оказалась в крайне тяжелом положении, и стало очевидно, что для решения кризиса необходима глубокая реформа государства. Одной из важнейших сфер реформ стала образование с целью создания общества свободных и образованных людей. Эту реформу проводил Вильгельм фон Гумбольдт, в честь которого она и получила свое название.
Гумбольдтовские реформы значительно повысили качество образования в Пруссии и стали настоящим прогрессом для своего времени. Прусская система оказалась весьма эффективной для милитаризованных стран, что объясняет ее широкое распространение в таких странах, как Германия, Япония и СССР. Для своего времени (это важно подчеркнуть) данная образовательная система действительно имела большое значение. Неудивительно, что в конце девятнадцатого века высказывалось мнение, что прусский учитель стал важной фигурой в подготовке идеальных солдат, что позволило стране одержать победу в войне с французами.
Таким образом, прусская образовательная система, несомненно, функционировала. Но что было не так? Главная проблема заключается в том, что появились более эффективные способы передачи знаний.
Кроме того, министру топливной промышленности Саудовской Аравии приписывают знаменитую фразу: «Каменный век закончился не потому, что закончились камни.» Точно так же и прусская система образования должна закончиться не из-за того, что она перестала работать, а потому, что предложены гораздо более эффективные альтернативы.
— Какие именно проблемы существуют в этой системе?
— Она основывается на крайне неэффективном принципе, который очень грубо можно описать следующими словами: пока самый неспособный ученик не поймет материал, класс не может двигаться дальше. Это приводит к тяжелым последствиям: зачастую самый слабый ученик так и не усваивает материал, в то время как у самых способных учащихся пропадает интерес к обучению. Такое явление, как синдром седьмого сентября — когда первоклассники быстро осознают, как устроена система, и через неделю начинается проблема: они уже не хотят идти в школу, потому что им скучно и неинтересно.
— Скучная и сложная не означает некачественная. Высокие универсальные стандарты, в определенных случаях, могут быть полезны…
— Давайте рассмотрим несколько абстрактных примеров. Когда американцы перешли от поршневой авиации к реактивной, они начали испытывать большие потери. Летчики часто разбивались, и долгое время причины оставались неясными. Специалисты изучили проблему и пришли к выводу, что дело в стандартизированной кабине пилота. Этот стандарт был утвержден в конце 1920-х, но к 1960-м среднестатистический пилот стал выше, и кабина стала неудобной для управления. Профессионалы подошли к вопросу системно: проанализировали параметры тысяч пилотов, и в итоге стремились создать идеальный интерьер кабины, удобный для всех.
Не выделялись одеждой
В СССР выделяться с помощью одежды было довольно сложно. Одежда была на прилавках, но не в том разнообразии стиля, моделей и качества, как сегодня. Модницы старались изобретать различные способы, чтобы хоть как-то выделяться. Одни обращались к портным, а другие старались научиться шить и вязать самостоятельно. Рукодельницы часто приходили в читальный зал, мирились с библиотекарями, чтобы взять домой на сутки журнал «Бурда», и затем с помощью копировальной бумаги переводили выкройки или орнаменты стильных вещей, чтобы потом появиться в них на улице через пару дней.
Нормальной одежды просто не было. Так хотелось выглядеть модно. Зато я теперь могу позволить себе разнообразие уже много лет, — делится женщина на форуме.
Сегодня представить эту ситуацию сложно. Уметь шить и вязать женщинам не требуется, так как все можно приобрести. Оффлайн и онлайн магазины избалованы разнообразием одежды. А советы стилистов — это уже отдельная эпоха современности. Таким образом, если женщине наших дней вдруг придется вернуться в СССР, она не сможет модничать привычным образом. Ей придется либо смириться с тем, что имеется, либо проявить креативный подход.
Не было привычных женских средств гигиены и умных бритв
Ватные палочки и спонжи, прокладки и тампоны были изобретены относительно недавно. И многим советским женщинам приходилось обходиться без этих удобств.
В мои времена мы рвали тряпки из старых простиней, кипятили их, стирали и сушили. Моя мама делала то же самое, плюс она в молодости жила в доме без воды и носила воду с колонки для стирки, — делится воспоминаниями женщина на форуме.
Современные молодые женщины даже не догадываются о том, каково это — использовать марлю и стирать ткань несколько раз в день. Это выглядит чем-то невероятным, ведь отсутствие таких простых средств гигиены вызывает шок.
Мужчинам также было бы нелегко, потому что в СССР не существовало умных электронных бритв. Брались с помощью опасных бритвочек, а позже были станки, которые назывались безопасными. Однако даже они были немного опасными. Искусственные лезвия появились лишь в конце семидесятых.
Стирка и уход за вещами
Одежда, особенно качественная и, по возможности, не советского производства, была на вес золота. Она должна была служить много лет, поскольку не всегда можно было снова её приобрести. Однако самым опасным врагом новых вещей был повседневный советский быт. Слегка испортить хорошую вещь при стирке было проще простого. Более того, этот процесс часто превращался в сложное испытание как для изделия, так и для того, кто его носил и стирал.
Стиральные машины — полуавтоматы стали распространенными не в каждую квартиру сразу. Они, как и автомобили, были огромной дефицитом (в 70-е годы стиральные машины считались почти роскошью). Стиральный порошок тоже находился в постоянной нехватке.
А вот стиральные доски и хозяйственное мыло имелись в каждом доме. Стирка с их использованием становилась настоящим испытанием. Сначала белье замачивалось в воде, куда добавлялось наструганное хозяйственное мыло, а затем вещи терлись на стиральной доске. Если же качество стирки не удовлетворяло хозяйку или белье со временем становилось серым, его отправляли кипятиться на плиту.
Плантации картошки
Выходные дни фактически не были временем для отдыха. С мая по сентябрь все шло на огородные работы. Даже самые простые овощи, такие как капуста или картошка, оказывались в дефиците (не стоит забывать об этом), и если советский гражданин хотел обеспечить себя хотя бы минимальным количеством продуктов, ему приходилось заниматься этим самостоятельно. Хотя дачи не были у всех, почти каждая семья могла вырастить свою картошку. Многие предприятия предоставляли своим работникам участки на полях для посева «второго хлеба».
Сажали, окучивали и выкапывали картошку целыми семьями, включая детей. Обычно на все работы на участке в шесть соток у уходил целый день. А потом мешки с картошкой необходимо было тащить до автобуса или машины, которые развозили людей и урожай по домам. Как вы понимаете, ни одной спиной семьи настроение не обходилось без усталости.
Неэффективная государственная политика и управление
В СССР все предприятия были государственными. То, что в настоящее время называется коммерцией и предпринимательством, было запрещено и жестоко наказывалось. Все граждане обязаны были работать. Закон о тунеядстве также предполагал уголовную ответственность. Для обеспечения всех работников создавались предприятия и колхозы, которые в большинстве своем работали неэффективно, выплачивали небольшие зарплаты и производили товары низкого качества. В стране существовал колоссальный дефицит товаров народного потребления и качественных продуктов питания. Небольшой импорт из-за границы не мог удовлетворить даже малую часть потребностей населения.
В магазинах одежды и обуви на прилавках часто залеживались некачественные и скучные советские товары. Когда завозили дефицитный импорт, на выходе из магазинов выстраивались очереди из сотен человек, что, как правило, давало возможность всего лишь нескольким удачливым покупателям совершить удачную покупку. Для создания уютного проживания и наличия приличного гардероба требовалось завести дружественные связи с продавцами и заведующими магазинами или выстоять в очередях по несколько часов. То же самое касалось и хороших продуктов питания.
Проблемы с жилищными условиями и недостаток собственного жилья
В стране активно строился жилищный фонд, но чтобы получить квартиру, нужно было провести много лет в ожидании своей очереди. Ипотечные кредиты, как мы знаем, тоже отсутствовали. Приобрести или построить дом за свои средства было чрезвычайно сложно. А отделка помещений, построенных государственными организациями, выполнялась дёшево и некачественно. Поэтому новым жильцам приходилось тратиться на ремонт собственными силами, чтобы привести квартиру в надлежащий вид.
Импортные строительные материалы также находились в дефиците; их можно было достать «по блату» и с наценкой, а мебель и предметы интерьера производились однотипно, что делало квартиры довольно похожими друг на друга. Мы не можем говорить о каком-либо стиле, так как он был только советским: дом украшали тем, что могли достать и купить. Услугами дизайнеров могли воспользоваться только те, кто находился на близком расстоянии от руководящих кругов и в крупных городах. Простые люди, особенно в провинциях, жили скромно, от зарплаты до зарплаты, работая тяжело и мечтая о том, чтобы их дети жили лучше.
О советских магазинах и продовольственном туризме
Я вспоминаю полки магазинов, которые всегда были практически пустыми. Как только товар поступал на полки, его тут же сметали, и не важно, что обувь была на два размера больше, а сметана по консистенции напоминала воду — разметали всё без разбора. Ассортимент, если и был, то при наличии повышенного спроса вскоре превращался в дефицит. Поэтому бросали все силы, хватали все подряд. Ведь, в конце концов, можно было ушить, перекроить или прикрепить резинку.
Тем, кому повезло, предоставилась уникальная возможность ездить в командировки в крупные города, такие как Москва, Ленинград, Таллинн или Рига. Мой дядя специально устроился на такую работу, чтобы иметь возможность путешествовать. Он возвращался оттуда с полными сумками еды, одежды и иногда обуви. Но в основном с продуктами питания. Мамы моих одноклассников периодически ездили в Москву на электричке, и что в этом страшного, если сутки уходили только в одну сторону? Зато какие возможности для покупок открывались.
При всех, казалось бы, приятных воспоминаниях о юности, существуют и негативные моменты: тотальный дефицит, обесценивание личности и недостижимая мечта о лучшем будущем. Люди стремились, прилагали усилия, десятилетиями стояли в очередях за квартирой, лишь надеясь, что когда-то в будущем им удастся жить нормально, как все.
(69 оценок, среднее: 2,65 из 5)
Комментарии — 32
Совок — это х…е болото. Я жил в совке и не вернусь туда ни за какие настоящие колбасы. Автор прав — хорошего там не было ничего. А нас хотят насильно вернуть обратно.
Заказуха. Автор, кто твой куратор в Вашингтоне? Как тебе сейчас платят? Долларами или евро?
Если вы были нищебродами, это не означает, что все остальные жили так же… В те же 50-е годы… Проблемы с продуктами действительно были, относительно остального, я не разделяю взгляды автора.
Никто вас тут не хочет втюхивать. Вам никто не нужен. Просто смешно читать: там плохо, там жили не так. А как именно так?
Так у вас были даже джинсы? В Советском Союзе за цену джинсов (даже индийских, не говоря уже о дорогих брендах) можно было приобрести десяток нарядных платьев для девочек. К тому же, тогда классические брюки, тем более джинсы, считались неприемлемыми для женщин, девушек и девочек. В театр или музей в них бы точно не пустили — только платья и юбки. Брюки, включая джинсы, допустимы были лишь для субботников, походов и выездов на природу. Если вы скажете, что у вас были советские джинсы, рабочие брюки за 6 рублей, то, вероятно, вам посоветуют «или крестик снимите, или трусы оденьте».
Почему вы пишете именно в таком тоне? Мы тоже носили джинсы (хотя и не обязательно от известных брендов), и на лекции, в музеях и театрах студенты ходили в них — и без проблем. Не пускали только в церковь. В общем, все написанное правда, с учетом региона и времени советской власти, а также социальной принадлежности.
Конечно, все студенты в джинсах. Правда, не было разделения на мужские и женские — просто джинсы! В целом публикация кажется слишком депрессивной. Каждый год ездили на море, далеко не всегда по путевкам. Ни одна бабушка из деревни нас не ждала. Человек делится своим детством и зачем-то обобщает. Я родилась в 60-е в областном центре Европейской части РСФСР. В СССР назад не хочу. В нашей жизни действительно не было бытовой техники (кроме самой простой). А еще долго жили в коммуналках. Очередь на квартиру занимала 15 лет, а то и больше. А у нас с сестрой был велосипед: школьный, потом «Орлёнок».
В кондовом СССР (в 70-е годы) джинсы стоили на барахолке около 250-300 рублей. Стипендия студента ВУЗа требовала 30 рублей. Вот и считайте, сколько студентов в них на лекции ходило. В СССР не хотим, а сегодняшний день ругаем еще больше. Где же тогда было хорошо?
В СССР джинсов вообще не было в свободной продаже. Абсолютно ни в каком виде. Они начали появляться лишь в 90-е годы. Одной этой фразой автор показал, что вообще ничего не знает о Советском Союзе…
— Маминам железным бигудям нынешним нет цены… Этот такой долговечный товар, как и резиновые бигуди… Сегодня в магазинах продают лишь китайский хлам…
— Если мама брала сразу 10 банок майонеза, она тратила сразу 12 рублей. Если учесть, что покупала продукты НЕ В ОДНОМ экземпляре, суммарные расходы за день выходили не менее 50-100 рублей, а зарплата была 150-200 рублей… Майтонез никогда не был дефицитом, он всегда был в продаже, это не хлеб и не картошка. Если что, можно было быстро сделать домашний майонез самому…
— Если мама не имела денег на коньки и лыжи, откуда она брала средства на ЕЖЕДНЕВНЫЕ 10 банок майонеза и мешки сахара?…
— В СССР на первом месте стоял спорт и физкультура, потому спортивный инвентарь продавался везде, даже в деревнях…
— На Крым можно было поехать на 100 рублей на человека, на двоих — 150 рублей, чтобы снять койко-место за 1 рубль. Данный бюджет хватал на 20 дней, а проезд обратно стоил не больше 10 рублей (если не из Владивостока). И не нужно было тратить отпуск на алкоголь… Все пляжи были бесплатными, еда — копеечная, так что нельзя создавать образ страху… И 100 рублей за целый год вполне возможно накопить…
****************************************************
— Пишет откровенный провокатор, родившийся в 90-е годы, который смешивает социалистический РАЙСКИЙ СССР с постсоветским СНГ, когда был создан искусственный дефицит… Я же родился в нищебродской семье, которая могла позволить себе всего 10 банок майонеза, а на остальных непродовольственные товары сил ни на что не хватало.
И напоследок :
****************************************
— Каждая приличная женщина должна уметь шить, вязать, вышивать и штопать. Ранее этому обучали богатых наследников домашние гувернантки и учителя.