Однако, как стало известно, эти элементы конструкции не смогли выдержать удар полностью загруженного пассажирами, грузом и легковоспламеняющимся топливом самолета Boeing 767. Чтобы более глубоко понять происходящее, давайте рассмотрим, каким образом специфическая конструкция башен помогла и временно отсрочила их разрушение.
Боль нации. Почему спустя 20 лет Америка так и не смогла отомстить за теракты 11 сентября?
11 сентября 2001 года стал днем, который навсегда изменил Соединенные Штаты Америки. Два пассажирских самолета, захваченные террористами из Аль-Каиды (террористическая организация запрещена в РФ), врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Еще один самолет упал на здание Пентагона, а четвертый разбился в Пенсильвании. США начали обширную кампания по борьбе с терроризмом, стремясь отомстить организаторам этих терактов и предотвратить возможные новые катастрофы. Лента.ру провела беседы с очевидцами терактов и военными, служившими в Афганистане, чтобы разобраться, как события 11 сентября изменили мир и почему борьба с терроризмом не дала ожидаемых результатов.
Трагедия всей нации
Хотя с момента катастрофы, которая унесла жизни почти трех тысяч человек, прошло 20 лет, воспоминания о серии террористических атак все еще вызывают бурные обсуждения в обществе. Самолеты врезаются в небоскребы, люди, находясь в панике, выпрыгивают из окон, а вокруг раздаются крики и пожары — эти кадры навсегда останутся в памяти американцев, которые пережили тот ужасный день.
Энн-Мари Принципе, адвокат и активист благотворительных фондов, чудом пережившая атаки, вспоминает, что утро 11 сентября выдалось ясным и солнечным. Когда в 8:46 первый самолет American Airlines, захваченный террористами, врезался в одну из башен, она сначала не могла понять, что происходило. Позже, увидев второй самолет United Airlines, который врезался во вторую башню в 9:03, она осознала, что это не случайность, а настоящая атака.
Тем не менее, большинство тех, кто находился в зданиях Всемирного торгового центра в момент терактов, смогли эвакуироваться до их разрушения. Многие из них возвращались внутрь, стремясь спасти тех, кто не мог выбраться. Некоторые очевидцы рассказывали, что время словно замерло — обломки, пыль и падающие люди впились в воздух.
В 9:58 обрушилась Южная башня, а спустя полчаса, в 10:28, рухнула Северная башня. Эти здания обрушились под собственным весом, словно карточные домики, став последними местами упокоения многих. В этот день в Нью-Йорке погибло 2066 человек. В результате терактов всего унесены жизни 2977 человек (без учета террористов), из которых 412 были сотрудниками служб экстренной помощи.
«Я помню, как пробиралась сквозь облако пыли и пепла, мимо обломков и человеческих тел. Я обернулась и провела воображаемую линию: с одной стороны — те, кто все еще может выжить, с другой — трупы», — рассказывает Эдрианн Уолш, сотрудница пожарной службы, которая участвовала в спасательной операции и стала свидетелем крушения Северной башни.
Фото: Chao Soi Cheong / AP
Ужасные события того дня вызвали хаос в США. Все коммерческие рейсы были отменены, а полеты на территории страны были запрещены (за исключением внутренних, которые оказались в воздухе). Истребители ВВС и Национальной гвардии патрулировали крупные города, поступали сообщения о других терактах, однако они оказались ложными.
07:59
Рейс 11 American Airlines (AA11) вылетел из международного аэропорта Логан в Бостоне в Лос-Анджелес, будучи полностью загруженным. На борту находились пилот, второй пилот и девять бортпроводников.
Среди 81 пассажира оказалось пять угонщиков во главе с египтянином Мохамедом Аттой.
План нападения начинает осуществляться.
Этот план был разработан пять лет назад в Афганистане на базе «Аль-Каиды» (организация запрещена в России).
Идея принадлежит пакистанскому боевику Халиду Шейху Мохаммеду, который задумал обучить исламистов пилотированию, чтобы они могли захватить самолет и использовать его как управляемую ракету.
Халид Шейх Мохаммед и лидер «Аль-Каиды» Усама бин Ладен стали главными вдохновителями терактов 11 сентября.
08:14
Из другого терминала того же аэропорта в Бостоне в Лос-Анджелес также вылетает рейс 175 United Airlines (UA175), на борту которого находились девять членов экипажа и 56 пассажиров.
Пятеро из них были угонщиками.
В это же время на рейсе AA11 угонщикам удается проникнуть в кабину экипажа и захватить контроль над первым самолетом.
Сначала двое бортпроводников получают ножевые ранения, вероятнее всего, от угонщиков, находившихся в первом классе. Затем Атта, единственный среди захватчиков, кто умел управлять самолетом, спешит туда из бизнес-класса в сопровождении другого угонщика. Один из угонщиков убивает пассажира Дэниела Левина.
Левин, служивший в израильской армии на протяжении четырех лет, сидел прямо за Аттой. Считается, что он погиб, пытаясь предотвратить угон.
Остальные бортпроводники и пассажиры вынуждены переместиться в заднюю часть салона. У боевиков «Аль-Каиды» были газовые баллончики, а они угрожали пассажирам бомбой, которой, как было установлено позже, у них не было.
Стюардессе Бетти Онг удалось связаться с центром бронирования American Airlines и предупредить их о том, что рейс AA11, вероятно, угнан.
Прихожане наблюдали, как люди выпрыгивают из окон горящих близнецов
Ключарь Синодального Знаменского собора Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке протоиерей Андрей Соммер вспоминает, что день 11 сентября 2001 года остался в его памяти так, словно это было вчера, а запах гари от башен-близнецов ощущался даже спустя несколько недель, живя вдалеке от места трагедии.
Сначала в новостях говорили о том, что самолет, возможно, врезался в одну из башен Всемирного торгового центра. Мы наблюдали за огнем и дымом. И вот уже в прямом эфире мы стали свидетелями, как еще один самолет врезается в другое здание. Это было ужасно, — делится воспоминаниями отец Андрей.
Скоро ему позвонил один из прихожан и сообщил, что у него была встреча в одной из башен, но он не успел, и теперь наблюдает, как здание горит, и как люди в отчаянии выпрыгивают из окон, — рассказывает священник. По его словам, подобные события могут остаться с человеком на всю жизнь.
У другой прихожанки также была назначена встреча в ВТЦ, однако на час опоздала, и приехала, когда здание уже пылало. Каждый год, 11 сентября, она вспоминает и переживает события этого дня. Конечно, мы все вспоминаем, но она — особенно ярко. Она благодарит Бога за то, что Он ее уберег, — говорит отец Андрей.
Священник также вспоминает еще одно чудесное спасение. Его знакомые должны были лететь на самолете, захваченном террористами, который разбился в поле в Пенсильвании. Они опоздали на рейс и теперь тоже благодарят Бога за это. Иногда Божий Промысл так нас хранит, чтобы мы могли жить и помогать другим, — отмечает протоиерей. По его словам, в настоящее время эти люди ведут активную церковную жизнь.
Заочно отпевал троих
К счастью, отца Андрея трагедия напрямую не затронула. В момент взрывов он находился на другом конце Манхэттена, но даже находясь за 80 кварталов, он ощущал сильный запах гари. Эта ситуация продолжалась несколько недель. Особенно это ощущалось по ночам. Мы закрывали окна, поскольку это было невыносимо. Это ведь не просто запах сгоревшей пищи — это был запах человеческих тел, — говорит священник.
Кроме того, повсюду на стенах зданий, автобусных остановках висели фотографии пропавших без вести.
Все пострадал город, эта боль затронула каждого, — считает он.
Отец Андрей не знает точных данных о том, сколько русских православных погибло в трагедии, однако сам он заочно отпевал троих. Останки двоих из них так и не были найдены, в то время как останки третьего были обнаружены значительно позже.
Протоиерей Андрей Соммер
Одна женщина подошла ко мне в воскресенье, через несколько дней после теракта, и сказала, что её муж должен был встретиться в одной из башен и так и не вернулся. Прошла еще неделя, и мы решили провести заочное отпевание, — вспоминает священник.
Через несколько месяцев удалось найти прах с помощью анализа ДНК.
Мы поехали на кладбище и захоронили урну. Это завершило процесс отпевания, — говорит отец Андрей. — Она страдала, но обнаружение праха стало для неё малым утешением, поскольку она смогла похоронить мужа по православному обычаю.
По его словам, Русская Зарубежная Церковь активно отреагировала на произошедшее. Мы проводили пастырские встречи. Священники, включая меня, пытались утешить людей, укрепить их веру, объяснить временность нашего пребывания на земле, — подчеркивает он.
Священник считает, что удалось успокоить людей. Однако, как он уверен, пережитое останется с ними навсегда: Представьте, каково это — видеть, как люди падают из окон. Это как на войне — когда ты видишь, как стреляют, и сам стреляешь и убиваешь. Это горе можно сравнить с войной. На самом деле это — битва добра со злом.
В здание Пентагона врезалась не самолёт, а ракета
На ранних видеозаписях и фотографиях с места происшествия не были представлены убедительные доказательства того, что в Пентагон врезался именно самолет — на них просто не оказалось обломков. Поэтому некоторые скептики начали утверждать, что на самом деле в здание попала ракета или беспилотный дрон. Они также заявляют, что нанесенные повреждения здания были недостаточными, чтобы быть вызванными воздушным судном.
Коммерческий авиалайнер Boeing 757 имеет ширину 38,1 метра и длину 47,2 метра. Однако, когда он врезался в Пентагон, он оставил входное отверстие всего 4,8 метра в диаметре, а выходное — 3,6 метра. Как такое возможно? Такие повреждения могла бы нанести только управляемая ракета с учетом технологий того времени, а не самолет.
Разрушенное западное крыло Пентагона
Согласно официальному отчету Американского общества инженеров в гражданском строительстве, пробитое отверстие на самом деле составляло около 22,8 метра в диаметре, а не 4,8, как ошибочно сообщалось ранее. Но тот факт, что рейс 77 не оставил 38-метровую дыру, совпадающую с формой самолета, объясняется достаточно просто: одно из крыльев авиалайнера разрушилось при соприкосновении с землей, а другое отвалилось во время удара, так как его конструкция была менее прочной, чем стены Пентагона. Выходное отверстие, вероятно, образовалось с помощью более прочного шасси самолета. Но где же тогда обломки, если на официальных фотографиях их не видно?
В дни перед атаками было зафиксировано экстраординарное количество пут-опционов, размещенных на акциях двух авиакомпаний — American и United, самолеты которых захватили во время терактов 11 сентября. В связи с этим некоторые теоретики предполагают, что трейдеры могли быть заранее предупреждены о нападениях и использовали трагедию в своих интересах.
Две основные причины обрушения башен
По иронии судьбы, именно устойчивая конструкция башен стала причиной их шокирующего и стремительного разрушения. Комбинация ферм, обеспечивающих автономные этажи, и периферийных структурных «труб», оказалась неподходящей для противостояния мощным ударам, которые разрушили структурные колонны, за которыми последовали массивные и сильные пожары, распространившиеся как над, так и под местами удара. Эти два фактора — ущерб, причиненный самолетами, и последующие пожары, вызванные реактивным топливом, требуют особого внимания.
Во-первых, можно рассмотреть загруженные пассажирские самолеты как снаряды. Когда второй самолет врезался в Южную башню, он проломил внешнюю обшивку здания практически без сопротивления и исчез в его центре. Это привело к повреждению всех несущих колонн, в которые он врезался, в результате чего возросла нагрузка на остальные, уцелевшие опоры.
Кроме того, удары разрушили противопожарные меры, которые были предусмотрены для защиты стальной конструкции башен. Это означало, что защитный гипсокартон, установленный для предотвращения распространения огня внутри зданий, был разрушен. Утрата обоих уровней защиты подвергала сталь риску потерять предел прочности в условиях пожара.
Два крупных исследования событий, относящихся к Всемирному торговому центру, были завершены в годы после 11 сентября. Одно из них было проведено Федеральным агентством по чрезвычайным ситуациям (FEMA) и опубликовано в 2002 году. Отдельное исследование о разрушении конструкций башен было проведено Национальным институтом стандартов и технологий (NIST) и опубликовано в 2005 году. В 2017 году NIST также опубликовал отчет, посвященный зданию 7.
Таким образом, во-первых, имели место структурные повреждения; а во-вторых, произошло возгорание, вызванное детонацией реактивного топлива (около 38 000 литров в каждой башне). Быстро распространяющееся пламя незамедлительно охватило несколько этажей, что привело к взрывам и сгоранию их содержимого в в быстротечно распространяющемся пожаре.
Сталь устойчива к возгоранию, однако у нее есть пределы. По оценкам экспертов, температура пламени во время пожаров достигала 2000 градусов по Фаренгейту (примерно 1100 градусов по Цельсию), что превышало верхние границы прочностных характеристик стали при экстремальных температурах. Сталь не плавится в таких условиях, однако теряет свою прочность на разрыв, что делает её восприимчивой к деформации.
Когда огонь продолжал разрушать все вокруг, а стальные колонны ослабевали и искривлялись, фермы, поддерживающие каждый из этажей, начинали разрушаться. Исходный удар вызвал разрыв многих колонн, в результате чего верхние этажи начали отсоединяться от нижних. Проходило немного времени — менее часа для Южной башни, менее двух для Северной башни — и полы начали ломаться, один за другим, поскольку их опоры подломились. С этого момента башни начали разрушаться сами по себе, и неумолимый, сокрушительный процесс стал виден всем.
Так что же насчет здания 7?
Здание 7, также известное как ВТЦ 7, являло собой 47-этажное строение, которое зачастую оставалось в тени башен-близнецов. Это был своеобразный случай, поскольку оно также рухнуло, хотя и не подверглось «прямому нападению». Оно обрушилось через несколько часов после разрушения культовых башен.
Гибель ВТЦ 7 вызывает особенно много подозрений среди сторонников теорий заговора. Учитывая также факт, что ЦРУ было тайным арендатором здания, у людей, склонных к мыслительным спекуляциям, появлялись основания для размышлений.
К несчастью для любителей тайн, научно обоснованный отчет о здании 7 (опубликованный в 2017 году) показал, что оно упало по многим аналогичным причинам, что и башни. Во-первых, огромное количество огненных осколков двух башен были выброшены во время их разрушения и падали, как шрапнель, на ВТЦ 7, изначально воспламеняя его, что запустило цепочку последующих разрушений.
Пламя быстро распространилось по всему зданию, охватывая его конструкцию, ослабляя и вызывая тепловое расширение несущих конструкций. Кроме того, согласно сведениям Popular Mechanics, даже без структурных повреждений ВТЦ 7 все равно рухнул бы от пожаров.
Трагедия 11 сентября стала поворотным событием для Соединенных Штатов и привела к пересмотру мер безопасности, направленных против потенциальных атак в будущем. Хотя лучшая защита (исключая, конечно, дипломатию и сочетания жесткой и мягкой силы) заключается в использовании инженерных инноваций и передовых методов строительства, чтобы обеспечить стратегическую безопасность. Попытки апеллировать к риторическим излишествам, политической показности и параноидальным фантазиям не имеют практического смысла.