Магда даже не догадывалась о том, что её дочь тайно мечтает о карьере актрисы. На самом деле, отношения между ними были довольно поверхностными, и она практически не знала о раскрывающихся талантах Розмари. Однако, заметив, как изменилась внешность своей дочери и как она стала привлекательнее, Магда решила предложить режиссёру фильма «Когда цветет белая сирень» рассмотреть Розмари на роль её кинематографической дочери.
Портрет эпохи. Какой была Роми Шнайдер?
Сегодня Роми Шнайдер исполнилось бы восемьдесят лет. Прошло много лет с того дня, как актрисы, ушедшей из жизни слишком рано, не стало, и на родине её называют Десятой музы «кинозвездой XX века». Это признание, несомненно, связано не только с впечатляющей коллекцией незабываемых ролей, но и с её легендарной преданностью искусству кинематографа. Роми постоянно стремилась создать максимально реалистичные образы, и её усилия были столь велики, что её даже сравнивали с бесстрашным человеком: «Если бы ей пришлось вплавь пересечь Ла-Манш ради роли, она бы это сделала», — утверждал Джордж Хэмилтон, её партнёр по фильму Карла Формана «Победители». Но, помимо стремления к искусству, её жизнь была полна надежд и драм, были переплетены так, как, пожалуй, нигде больше. Таким образом, её судьба могла бы служить отражением всей эпохи. 27 сентября на российские экраны выйдет картина «Три дня с Роми Шнайдер». Фильм Эмили Атеф рассказывает о последнем интервью, которое Роми дала в своей жизни.
Лоран Давенас, который в прошлом был главным криминалистом парижской прокуратуры, в беседе с Бернаром Паскито, автором биографии «Последняя жизнь Роми Шнайдер» (La dernière vie de Romy Schneider, 2018), рассказал о трагическом утре 29 мая 1982 года, когда он получил ужасное известие.
По данным прокурора, в службу спасения позвонил близкий спутник Шнайдер, едва владея собой от волнения. Лоран Пети сообщил о том, что они возвращались домой с вечеринки поздно, а когда он проснулся ночью, то увидел Роми, спящей в кресле в гостиной. Он бережно перенёс её в спальню, но утром ужаснулся, обнаружив, что его возлюбленная не дышит.
«Когда мы вошли в спальню, — рассказал прокурор, — мы увидели Роми Шнайдер, которая, казалось, спит. Врач Депонж сразу констатировал, что на её теле нет следов удушения, гематом или каких-либо других повреждений.» Вскоре начался длительный осмотр, продолжавшийся около часа. Для установления причины её смерти требовалась аутопсия. «У нас не было оснований полагать, что Роми Шнайдер покончила жизнь самоубийством, выбирая смерть, однако также ничего не указывало на то, что она хотела продолжать жить», — отметил юрист. Два десятилетия спустя, вспоминая тот день, он не сожалеет о принятом тогда решении.
Опасное соседство
В начале эпохи звукового кино берлинская студия UFA решила объединить в одном фильме две талантливые надежды кинематографа. Так, в 1934 году был начат роман между Магдой Шнайдер и Вольфом Альбахом-Ретти. Через три года они поженились, а через год, в 1938, у них родилась дочь Розмари Магдалена — будущая Роми Шнайдер.
Разрыв с Делоном и неудачные браки
Актриса очень тяжело пережила разрыв с Аленом Делоном — были слухи, что она даже пыталась покончить с собой… Тем не менее, новая совместная работа Роми и Алена в фильме «Бассейн» прекратила разговоры о её самоубийстве, и в прессе быстро распространились слухи о их счастливом воссоединении. Однако этого не произошло. Чувственные отношения, которые развивались на экране, были лишь результатом безупречной работы двух выдающихся мастеров.
После болезненного разрыва два брака Роми — с драматургом Харри Майеном и секретарём Даниэлем Бьязини — сложились, мягко говоря, неудачно и закончились громкими скандалами, связанными с финансами и детьми. Ради Шнайдер Харри Майен в 1965 году развёлся со своей женой. Спустя некоторое время после расставания и громких скандалов с Роми он покончил жизнь самоубийством в своей берлинской квартире. Во втором браке Роми даже не скрывала, что Даниэль, её молодой секретарь, и муж, как будто бы напоминал Алена Делона. Однако почему она надеялась, что он, точно так же как Делон, окажется талантливым и сможет построить успешную карьеру в кино?
Тем не менее, от обоих браков у Роми остались сын Давид и дочь Сара, а также длинная череда сплетен и слухов. Роми продолжала оставаться красивой, успешной и востребованной. Она работала с великими режиссёрами, такими как Орсон Уэллс, Лукино Висконти, Робер Энрико, Клод Соте, Коста-Гаврас… Её актёрская карьера стремительно развивалась и достигала своего апогея во второй половине семидесятых в фильмах «Свет женщины» и «Прямой репортаж о смерти». Последний из них был её любимой лентой. Роми всегда говорила, что героиня фильма очень похожа на неё саму. Этот фильм освещал беспощадное вторжение общества и прессы в личные жизни известных людей, от чего практически невозможно было защититься. Непрекращающиеся слухи, клевета, а также вымыслы, созданные журналистами, не оставляли её в покое ни в счастливые времена с Аленом, ни, тем более, после расставания. Её отношение с прессой, особенно германскоязычной, стало крайне напряжённым и основывалось на взаимной антипатии. Роми очень болезненно переносила такое противоречие.
В 1974 году актриса сыграла одну из своих величайших ролей — Надин в фильме Анджея Жулавского «Главное — любить», за которую была удостоена премии «Сезар». Роми в этой ленте фактически сыграла саму себя — актрису, которая постоянно занята на съемках, редко испытывающей радость от своей работы. Актрису, чьи взаимоотношения со слабым, погружённым в депрессию мужем насмехаются окружающие. Появление новой любви, новой страсти позволяет ей выживать в этом циничном жестоком мире, где личность человека, по сути, ничего не стоит.
Скольжение в бездну
Последний фильм с участием Роми Шнайдер «Прохожая из Сан-Суси» вышел в 1982 году. На экране она по-прежнему оставалась прекрасной и обворожительной. Красота зрелой женщины была не сравнима ни с чем другим. Её бездонные глаза излучали особый свет и тепло, но в глубине этих огромных синих глаз прятались одиночество и печаль. «В кино я могу всё,» — однажды сказала она. — «В реальной жизни у меня ничего не получается.»
Работа над фильмом давалась ей с большим трудом. Во время съемок Роми не чувствовала себя хорошо: после разрыва со вторым мужем, который забрал дочь, её страсть к алкоголю только усилилась. Состояние её здоровья усугубляли заболевания почек и частые депрессии.
Несмотря на тяжёлое финансовое положение, Роми отклоняет новые предложения о съёмках. Летом 1981 года трагически погиб её четырнадцатилетний сын Давид. Шнайдер очень любила своего сына и неоднократно повторяла: «Он будет любить меня до конца моих дней». После этой ужасной потери актриса прожила всего лишь год. Измученная алкоголем, одиночеством и частыми депрессиями, она не смогла справиться с этим непростым испытанием. «Друзья, твердившие, что любят меня, оказывались всего лишь тенями, которые принесли в мою жизнь только стрессы и переживания», — с неподдельной грустью говорила однажды Роми журналистам. Она погрузилась в себя, избегала общения с окружающими и уж тем более не желала возвращаться на съёмочную площадку. У неё просто не оставалось сил. И до сих пор непонятно, почему никто не попытался поддержать актрису в это тяжёлое время? Как не отозвались на её страдания великие друзья и верные почитатели её таланта, позволив ей так тихо и незаметно уйти в тень?
Трагическая судьба Далиды
После разрыва с Бриджит в личной жизни Алена Делона появилась Далида, с которой он жил в арендованной квартире на улице Жана Мермоза в Париже.
После трагической гибели одинокой и брошенной всеми певицы в 1987 году Ален Делон заявил, что мог бы оказать ей поддержку в трудные времена вашей жизни, но был невнимателен и не заботился о своей бывшей девушке, о чем теперь сожалеет.
Обожал и ненавидел
23-летний плейбой открыл для 20-летней принцессы не только свои объятия, но и целый мир — свободный от родительских запретов. Роми, не привыкшая к подобной свободе, теряла голову от бесконечных вечеринок с множеством распущенных друзей Делона, их свободного образа жизни. Это происходило просто потому, что она любила его и не могла представить себя без него.
Ален тоже любил Роми, однако гораздо больше ему нравилась свобода, поэтому он не спешил предлагать своей возлюбленной руку и сердце.
Лишь под давлением матери Роми Ален согласился на официальную помолвку.
Невеста мечтала о уютном доме и детях, однако жених не был готов посвятить свою жизнь только одной женщине. Порой, испытывая её преданность, Делон не скрывал от Шнайдер свои интрижки с другими дамами. А она терпела и прощала. Даже рукоприкладства, с которыми завершались их ссоры.
В ней всегда сосуществовали два существа: нежная, беззащитная куколка и до тошноты правильная немецкая дама. «Первая мне нравилась, а вторую я ненавидел», — признавался актёр. Но при этом он даже не мыслил о разрыве их страстных, но болезненных отношений, продолжая причинять ей страдания.
Черная роза — символ печали
Личная жизнь актёров напоминала американские горки, однако карьера Роми неумолимо шла вверх. В 1963 году она отправилась в Голливуд на съёмки фильма «Процесс». Не исчисляя средства, потраченные на международные телефонные звонки, они часами болтали друг с другом. Роми делилась, как ей не хватает Алена, а он уверял её, что ждёт её возвращения. Но как-то раз на глаза актрисе попалась статья с изображением её любимого человека. На фото он сидел с симпатичной блондинкой на коленях. Делон тут же позвонил ей, пытаясь оправдаться тем, что это лишь очередные уловки недобросовестных журналистов. Она поверила ему, но по возвращении в Париж обнаружила пустую квартиру.
На столе её ждал букет черных роз, а под ним — записка: «Мы были обвенчаны, так и не успев жениться. Я возвращаю тебе свободу и оставляю себе твое сердце».
Роми Шнайдер испытывала унижение, растерянность, полное уничтожение. «Если бы это зависело только от меня, я бы никогда его не оставила… Были моменты, когда я говорила себе: «Хватит с меня этого!» Но у меня не было сил разорвать эту связь. Я любила его и всё прощала. Ничего не жалею. Но, Боже, сохрани повторить этот опыт — я не выдержу!» — записывала актриса в своём дневнике. Ей было всего 23 года, и в тот момент она даже думала о смерти. Когда стало известно о женитьбе Алена Делона на Натали Бартелеми (той самой очаровательной блондинке с фотографии), Роми Шнайдер попыталась покончить жизнь самоубийством…
Нет ничего холоднее мертвой любви
Как именно пережила этот непростой период Роми, остаётся лишь догадываться. Вероятно, её спасли съёмки в кино и новая любовь, которую она обрела в лице известного немецкого драматурга Гарри Майена, который ради Роми оставил свою жену после 12 лет совместной жизни. Однако их отношения были не всегда идеальными, и вскоре вновь возникли разногласия. Со своим бывшим любовником Роми поддерживала дружеские отношения на расстоянии и, кажется, успокоилась. Но стоило им встретиться вновь, и её сердце снова запылало жаром первых чувств.
Их воссоединение произошло на съёмках фильма «Бассейн». Первые страницы газет были заполнены фотографиями пары, страстно целующейся и вновь находящейся в центре романтики. Роми хотела верить, что это их новый шанс. В своём дневнике она писала о том, что делает что-то ужасное, и не может произнести слово «нет»: «Делон вернул меня к жизни, от которой я желала уйти». В то же время, Ален уверял её, что это всего лишь игра на экране. «Нет ничего холоднее мёртвой любви», — писала дрожащими руками Роми.
После завершения съёмок ветреный красавец вновь исчез, на этот раз к своей новой возлюбленной Мирей Дарк, вновь разбив сердце Роми. Брак с Гарри Майеном, от которого она родила сына Дэвида, рухнул как карточный домик. Режиссёр, не простив жене её увлечения бывшим любовником, стал пить и через несколько лет покончил с жизнью в своей берлинской квартире. Актриса винила во всём лишь себя. Второй брак с Даниэлем Бьязини, её личным секретарём, тоже не принес счастья и быстро завершился разводом.
Кроме этого, актрису ожидали тяжелая операция по удалению почки, на которой была обнаружена опухоль, и проблемы с алкоголем…
Жизнь не щадила красавицу Роми, и 5 июля 1981 года был нанесён самый сокрушительный удар: её 14-летний сын Дэвид погиб, перелезая через забор, и проткнулся острым прутом, умер от потери крови ещё до приезда скорой помощи. Состояние Шнайдер в тот момент было сложно описать словами: она проклинала весь мир и ни с кем не хотела общаться. Единственным человеком, которому безутешная мать разрешила прийти к себе, стал Ален Делон. Да, он не смог подарить ей долгожданного семейного счастья, но стал опорой в самом ужасном периоде её жизни. Хотелось бы надеяться, что эта печальная история в итоге обрела бы счастливый конец, и Делон с Шнайдер вновь были бы вместе, чтобы жить вечно и умереть в один день. Однако этого не произошло. После смерти Дэвида Ален вернулся к Мирей Дарк, оставив Роми наедине с её горем. Через 275 дней её нашли мертвой, сидящей за столом в гостиной. Газеты гремели сообщениями о том, что великая актриса поконčila с собой, однако врачи опровергли эти слухи, пояснив, что её смерть была внезапной и естественной — сердце просто перестало биться.
Семья и дети Роми Шнайдер
Со своим вторым мужем, немецким режиссёром и актёром Гарри Майеном, Роми познакомилась в 1965 году на открытии ресторана своего отчима. Они поселились в Берлине и поженились 15 июля 1966 года. После некоторого перерыва Роми вновь начинает сниматься в кино.
«3 декабря 1966 года у пары родился сын Давид Кристофер Хаубеншток. Актриса впервые за долгое время ощутила настоящую радость — она уже не была юной девушкой, ей исполнилось 28 лет, и она понимала, как ценны радости материнства.»
На два года Роми отказывается от съёмок, чтобы полностью посвятить себя семье и воспитанию сына: «Я безумно люблю своего сына. Я нуждаюсь в него так же, как и он в мне.»
Однако её счастье не было безмятежным. Актрисе всегда было трудно поддерживать душевное равновесие. Она проявляла сильную самокритику и болезненно реагировала на критику прессы, тяжело переживала разрывы отношений с мужчинами, впадала в уныние, когда количество предложений о съёмках уменьшалось.
С каждым годом интерес к Роми угасал, она снова мечтала о работе и о съёмках в кино. Однако решила ограничить себя тремя фильмами в год, чтобы иметь возможность проводить время с семьёй. «Три фильма в год — разве это много?» Она считала, что это разумный компромисс для сохранения хрупкого равновесия в жизни. Роми не понимала, что значит быть хорошей матерью, ведь она сама выросла практически без неё. Она просто делала так, как чувствовала.
«Общение с сыном, его первые слова и даже шалости вызывали у неё неподдельный восторг.»
В 1968 году умирает отчим Роми, и становится ясно, что финансовые дела актрисы, которые не слишком успешно вёл Ганс, находятся в плохом состоянии.
Три года спустя Роми вновь начинает сниматься. Она вновь появляется на экране, и снова с Аленом Делоном. Пресса выдвигала безумные догадки на тему их плавного воссоединения. Все ожидали, что актёры снова будут вместе. Это нагнетало обстановку, оказывая давление как на Роми, так и на её мужа. К 1973 году напряжение достигло своего пика, и супруги не выдержали, решив развестись.
Стоит отметить, что Роми утверждала, что никаких чувств к Алену уже не испытывает. На съёмочной площадке они ладили, ей было легко с ним работать и она наслаждалась активной карьерой.
После развода Роми перебирается с сыном в Париж. Она вновь влюбляется в своего собственного секретаря Даниэля Бьязини, который на 11 лет её младше. Его независимый характер, чувство юмора и обаяние напоминали ей Алена. 18 декабря 1975 года они заключили брак. Роми вышла замуж уже будучи беременной, но незадолго до свадьбы попала в автокатастрофу и потеряла дитя. Для того чтобы заглушить боль потери, ей помогла работа, а вскоре последовала новая беременность.
21 июля 1977 года у Роми и Даниэля родилась дочь Сара Магдалена Бьязини.
Актрисе было 38 лет, и она снова почувствовала счастье: «Я родила девочку. Я так счастлива! Для меня не имело значения, мальчик это или девочка, главное чтобы малыш был здоров.»
Сара Бьязини — дочь Роми Шнайдер
После смерти Роми внимание журналистов сосредоточилось на её пятилетней дочери. Семья отца стремилась отвлечь ребёнка от общественного мнения, и потому она воспитывалась практически в полной изоляции. Внешне Сара очень походила на свою мать и также проявляла интерес к искусству, увлекалась театром.
Сара училась в Сорбонне, получив образование в области истории искусств. Однако работа в музеях и галереях вскоре наскучила ей. Затем она отправилась в Лос-Анджелес, чтобы осуществить детскую мечту о карьере актрисы. Этот выбор был, частично, продиктован поддающейся уговорам отца, который не хотел, чтобы его дочь испытала все трудности актёрской судьбы.
«Сара выступала в качестве театралась Лондона, а в 2003 году получила главную роль в кино. На данный момент ей 44 года, и она продолжает заниматься актёрской карьерой и играть в театре.»
Личную жизнь Сара предпочитает не афишировать.
Сара не любит сравнения с Роми Шнайдер, уверяя, что она совсем другая. Но теперь, став взрослой и поразмыслив о том, какая непростая судьба была у её матери, она понимает, как тяжело было Роми.
Елена Максимова
19.03.22
Как жаль, что Роми не удалось найти компромисс кругом личных и профессиональных отношений; возможно, это дало бы ей шанс жить дольше. У всех бывают кризисы, только артисты зачастую эмоционально воспринимают всё происходящее и не могут запастись терпением и жизненной мудростью. Читая такие истории, начинаешь понимать, что ни красота, ни успех не заменят простого жизненного опыта. Хочется сказать: «Эх, если бы ей было дано совместное проживание с мужем, пусть даже и с ипотекой на годы вперед — возможно, это помогло бы ей найти гармонию в жизни», но, возможно, это было бы слишком цинично.
Ната (Гость)
Мать, безусловно, была более утонченной и приятной.
Спасибо автору за рассказ о Роми Шнайдер, ведь так трудно найти информацию о звёздах мирового кино без перевода. Я начала исследовать личность Жерара Депардьё, он окружён множеством противоречивых мнений в прессе. Жаль, что передачи «Вечерний Ургант» закрыты для просмотра, так как там было много интересных интервью.