«Пикник у висячей скалы» — неординарное кино. На первый взгляд оно представляет собой детектив. В День Святого Валентина трое воспитанниц и учительница из женского пансиона пропадают во время пикника у подножия скалы. Полиция и местные жители настойчиво ищут их, но не находят никаких следов.
По законам жанра тайна исчезновения должна скрываться на протяжении большей части фильма, но обязательно раскрываться в его конце. Здесь же все не так, как принято в классической детективной истории. Исчезновение девушек и женщины является второстепенным. Ни сценаристы, ни режиссер не рассматривают его в роли ключевого события. Оно является побочным продуктом времени и местного стиля жизни.
О чем фильм?
По моему мнению «Пикник у висячей скалы» — это способ рассказать об уходящей в прошлое эпохе, показать ее затухающие красоту и безобразие.
Старая добрая Англия, переселившаяся вместе со своими гражданами в Австралию, сдает свои позиции перед наступлением XX века. Хозяйка пансиона, миссис Эппльярд, несет в себе типичные черты прошлого. Пропавшие девушки — ее противоположность. Они представители современности, отвергающие нелепые английские устои и стремящиеся жить согласно новым, еще только формирующимся, правилам.
Такая трактовка персонажей помогает понять, почему Эппльярд умирает в финале, а судьба пропавших остается в подвешенном состоянии. С ними могло произойти все, что угодно. Они будущее, которое невозможно предсказать.
Тайна исчезновения
Несмотря на то, что это не детектив, тайна здесь присутствует. Из-за того, что создатели фильма не дают ясного объяснения произошедшему, каждый зритель волен придумывать собственное. В этом отзыве я поделюсь своей версией разгадки. Мне интересно узнать и вашу (-и), расскажите о них, пожалуйста, в комментариях.
Первое таинственное событие — остановившиеся в полдень часы. Для меня это является знаком того, что на скале действуют иные законы. Время «английского мира» здесь не властно.
Дальше происходит нечто еще более необычное. Девушки, привыкшие к целомудренному поведению, снимают обувь и чулки. Босиком поднимаются все выше по скале. Отдыхают на пологих камнях и продолжают взбираться вверх, не говоря при этом ни слова. Их движения автоматические. Складывается ощущение, что они точно знают, что делают. Их молодость, распущенные волосы, белые платья и босые ноги, — напомнили мне древних жриц, справляющих загадочный культ.
Сначала я подумала, что девочки раскрепостились, потому что обрели контакт со скалой, постояв на ней босыми ногами. Но мисс Макгро (старшая учительница) тоже поддалась моменту и ушла из лагеря, хотя она была затянута в одежду с ног до головы и сидела все время на стуле, прикрываясь зонтиком и читая серьезную книгу. Нет, тут дело в другом. Вероятно, скала — это сильное энергетическое место, способное «призвать» особый тип людей.
Чем она была в древности? Может быть капищем, где местные молились богам и приносили жертвы? А может быть ее история гораздо глубже человеческой? Если это так, то картина начинает складываться такая.
Физически скала является скалой, но на другом плане она одно из Мест Силы. Здесь присутствует максимальная концентрация энергии, создающей мир таким, какой он есть. Ему нужны Смотрители, и время от времени оно находит их и призывает. Девушки вместе с мисс Макгро подходили на эту роль, поэтому откликнулись на зов. Снятая одежда и обувь говорят об отказе от нынешних личностей (мышления) и готовности к переходу на новый уровень (изменению).
Как подтверждение моей теории, в фильме появляются эпизоды с Мирандой, одной из пропавших девочек:
- После событий на скале она предстает перед Майклом то в образе человека, то лебедя. Это говорит о том, что девушка не умерла, а стала иной.
- Еще до исчезновения мадемуазель Пуатье (младшая учительница) назвала Миранду ангелом. Сверхъестественным существом, следящим за правильным течением жизни, помощником в делах людей. Впоследствии она им и стала вместе с двумя другими пропавшими.
Третья девушка, Ирма, по каким-то причинам не подошла месту и была возвращена назад. Я думаю, что Миранда являлась Майклу, чтобы привлечь его к скале, где ему было необходимо найти и спасти Ирму.
Возможно, Ирма вернулась, потому что Смотрителей должно быть трое, а не четверо. Три — мистическая цифра, она неоднократно встречается в различных религиозных культах и несет в себе особое энергетическое значение. Вполне естественно предположить, что скале было тоже нужно именно трое жриц, четвертая оказалась лишней. В дальнейшем эта троица будет следить, чтобы с миром все было в порядке, а Ирма проживет обычную человеческую жизнь (может быть даже с Майклом).
Старая Англия в Дикой Австралии
Мистическая составляющая в фильме напрямую соседствует с бытовыми моментами, свойственными началу XX века. Ниже я расскажу о тех, которые стали важными для меня.
Искали только Миранду
Смотря фильм, я была поражена тем, что после пропажи девушек и учительницы, в основном всех заботила Миранда. Это харизматичная девушка и представительница очень богатой семьи. Ее пропажа нанесла существенный урон репутации колледжа и лишила его части заработка.
Мадемуазель Пуатье, многие ученицы и Майкл ощутили сильную утрату. Миранда была для них важным человеком, после исчезновения которого осталась ничем не заполняемая пустота.
Вторая девушка, Мэрион, не оставила после себя следа. О ней никто не сожалел. Полицейский не выкрикивал ее имя во время поисков, Майкл, так рьяно искавший Миранду, не вспоминал о ней.
Когда была найдена Ирма, никто не испытывал радости. Судя по реакции мадемуазель Пуатье, она предпочла, чтобы это была Миранда. Все остальные повели себя примерно также, как она.
По мисс Макгро скучала одна миссис Эппльярд, в тайне любившая свою подчиненную. Для других ее потеря осталась незамеченной.
Поведение окружающих после пропажи девушек показывает, что по-настоящему значимых личностей единицы. Они выделяются на фоне остальных и, сами того не осознавая, играют важную роль в жизни многих. Их исчезновение является трагедией, которая надолго остается в памяти.
Естественная, но запретная любовь
Однополая любовь до сих пор не принимается обществом, поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1900 году она была запретной. В фильме много намеков на нее:
- Миссис Эппльярд испытывает больше, чем дружескую симпатию к мисс Макгро
- Мадемуазель Пуатье и Миранда ведут себя как влюбленные
- Сара даже не скрывает своих чувств к Миранде
- Альбер и Майкл много раз переходят на более близкие отношения, чем это предполагают роли слуги и хозяина
Конечно, я не думаю, что за кадром остались откровенно любовные сцены, посвященные четырем парам. Их любовь не могла зайти настолько далеко в то время. Пожалуй, кроме Сары никто из них не понимал своих настоящих чувств. Общество предписывало заводить брачные отношения с человеком противоположного пола. Любовь, а тем более однополая, была запретной, если не сопутствовала браку и деторождению.
Незамеченное преступление
Убийство Сары дополняет картину уходящей эпохи. Девочка была сиротой, которую во второй раз предали: ее опекун перестал платить за пансион.
Миссис Эппльярд, не злая по натуре женщина, хотела поступить с Сарой как должно. Она долго металась между ответственностью за благополучие пансиона и желанием помочь сироте.
Она запуталась еще больше на фоне потери любимой женщины. «Мне самой плохо, так почему я должна делать чью-то жизнь лучше? Себе помочь не могу», — нечто вроде этого, наверное, постоянно крутилось в ее голове. Сара стала мишенью миссис Эппльярд. Она выместила на ней злость за свою беспомощность.
Я уверена, что Сара не сама выпрыгнула в окно. Если бы она решила покончить с жизнью, то сделала бы это как миссис Эппльярд, на скале. Это место забрало их любимых людей, поэтому если уж умирать, то только там. Это дает надежду на воссоединение.
В пьяном угаре хозяйка пансиона вытолкнула Сару не просто из окна, а из своей жизни. Только легче ей от этого не стало. Причина несчастья человека всегда кроется в нем самом, а не в другом. Чтобы стать счастливым, необходимо менять себя. Нельзя замирать в одном состоянии. Это приведет к опустошенности и бессилию.
Моя оценка 5
«Пикник у висячей скалы» стал для меня особенным фильмом. Чтобы лучше понять, о чем он и насладится тем, как снят, я посмотрела его два раза подряд. Еще ни к одному кино я не возвращалась сразу же, как только оно закончилось. Этот фильм первый, но сомневаюсь, что последний. В мире слишком много хороших картин, которые мне захочется повторить.
Я рекомендую это кино тем, кто любит неторопливые сюжеты о времени и людях, которые в нем живут. Любители детективов — проходите мимо, здесь нет загадки и разгадки, только недомолвки, рождающие в голове смотрящего собственные откровения.