В момент, когда заходит солнце, рекомендуется обязательно включить фонарик. В некоторых случаях арендованные транспортные средства могут автоматически активировать свою подсветку. Фонарик также может быть полезен при передвижении через пешеходные тоннели, где недостаточная видимость может привести к неприятным инцидентам. Заранее установить его на личном транспорте будет разумным решением, даже если ваши поездки планируются только в солнечные дни.
Новые правила для электросамокатов в 2024 году
С развитием технологий и увеличением популярности электрических самокатов, а также других средств индивидуальной мобильности (СИМ) в России, было зафиксировано значительное увеличение числа аварий с их участием. Так, если в 2019 году было зарегистрировано всего 142 дорожно-транспортных происшествия с этими транспортными средствами, то к 2023 году эта цифра возросла до 3 100 случаев. Данная ситуация подтолкнула законодателей к необходимости введения новых правил использования электросамокатов.
В этой статье мы подробно рассмотрим новые правила дорожного движения (ПДД), касающиеся электросамокатов, которые начнут действовать в 2024 году. Мы выясним, где именно разрешено передвигаться на электросамокатах, в каких местах и с какого возраста это возможно, а также постараемся разобраться в штрафах, предусмотренных для пользователей данных транспортных средств и каких нарушений они могут избежать.
Новые правила для электросамокатов: главные изменения
В систему правил использования электросамокатов существенно были внедрены следующие изменения:
- Был четко обозначен статус электрического транспорта и права его пользователей.
- Определены места, где разрешено передвижение на электросамокатах согласно правилам.
- Уточнены условия, касающиеся катания на электросамокатах, включая возрастные ограничения, запреты и возможные штрафные санкции.
Давайте подробнее разберем каждое из этих нововведений.
Запреты
Штраф составляет 800 рублей (ст. 12.29 Кодекса об административных правонарушениях).
На арендуемых самокатах с давнего времени действуют ограничения скорости, позволяя развивать скорость не более 25 км/ч благодаря встроенным ограничителям. А в так называемых медленных зонах, таких как скверы, парки и дворы, скорость самоката автоматически снижается до диапазона 5-15 км/ч. Теперь эти ограничения нашли свое отражение в законодательстве, так как превышение отметки в 25 км/ч делает управление самокатом значительно более сложным, а последствия аварии могут оказаться гораздо более серьезными.
Штраф — 800 рублей (ч.2 ст. 12.29 КоАП).
На одном самокате теперь запрещено одновременно кататься двум и более пользователям. Хотя этот запрет уже ранее был озвучен многими сервисами аренды, теперь он получил юридическую силу. На это есть несколько веских причин:
- Самокат изначально конструктивно рассчитан на одного человека: если на него встанут двое или трое, вероятнее всего, он не выдержит нагрузки и сломается во время движения.
- При избыточном весе управляемость самоката значительно ухудшается: легко можно потерять равновесие даже на плавных поворотах, а любое неровное покрытие может вызвать падение.
- Учитывая, что падения вдвоем или втроем могут привести к более серьезным травмам, чем при падении одного человека, этот запрет становится особенно актуальным.
Штраф — 800 рублей (ч.2 ст. 12.29 КоАП).
Подобное правило ранее действовало для велосипедистов, теперь оно распространяется и на пользователей средств индивидуальной мобильности. На нерегулируемом пешеходном переходе водитель автомобиля может просто не успеть среагировать на человека, передвигающегося на СИМ. Если же вы переходите проезжую часть пешком, то вы всегда остаётесь в поле зрения водителя, что не создает помех другим пешеходам.
Штраф — до 1500 рублей (ч.3 ст. 12.29 КоАП).
Ранее инспекторы дорожного движения могли наложить штрафы на водителей электросамокатов мощностью более 250 Вт. Эти самокаты приравненные к мопедам, а вождение в нетрезвом состоянии на них могло привести даже к лишению прав. Теперь в законе прописаны штрафы для средств индивидуальной мобильности с меньшей мощностью.
Где теперь можно ездить: дети и подростки
Штраф – до 1500 рублей за причинение легкого или среднего вреда здоровью пострадавшего (ч.2 ст. 12.30 КоАП). За административные правонарушения, совершенные детьми до 16 лет, ответственность несут их родители.
Ранее пользователи СИМ считались наравне с пешеходами и им разрешалось передвигаться только по тротуарам. Однако теперь электросамокаты разделяются на категории в зависимости от возраста водителей и соответствующих правил передвижения. Две из этих категорий касаются исключительно детей:
- До 7 лет. Движение по велосипедным дорожкам, тротуарам и проезжим частям запрещено — разрешено передвижение только по пешеходным дорожкам с сопровождением взрослых.
- От 7 до 14 лет. Возможно передвижение по пешеходным и велосипедным дорожкам, но запрещено движение по обочине или правому краю дороги.
Каким правилам подчиняются райдеры на электросамокатах?
https://journal.citilink.ru/articles/chto-vygodnee-sobstvennyj-elektrosamokat-ili-arenda/
Что выгоднее — собственный электросамокат или аренда?
Если рассмотреть пользователей электросамокатов как пешеходов, им не требуются ни водительские права, ни документы на сам транспорт, ни защитные шлемы. Однако, к сожалению, на действия неосторожных пользователей, выбывающих на тротуары, не могут быть предъявлены серьезные требования, кроме призывов к благоразумию. Даже за передвижение по автодороге среди автомобилей их ожидают незначительные штрафы. Например, если райдер на самокате, воспользовавшись единственной полосой, создаст затор из автомобилей за собой, его могут оштрафовать всего на 1000 рублей, согласно ст. 12.30 Кодекса об административных правонарушениях. К такому пешеходу, даже в состоянии алкогольного опьянения, применяются максимально возможные меры в соответствии со ст. 12.29 Кодекса, который предполагает штраф до 1500 рублей.
Однако вести себя как пешеход на самокате также сложно. Например, согласно главе 4 ПДД, пешеходы могут двигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а в их отсутствие — по обочинам или краю проезжей части. При этом в последнем случае соблюдение правил предписывает двигаться навстречу движению.
Но как же поступить человеку на электросамокате? У него установлена фара с белым светом на руле, а сзади находятся красные катафоты или поворотники. Если он будет ехать против потока, это может ввести в заблуждение водителей. В случае же движения по ходу — это не допускается, ведь он классифицируется как пешеход.
Будут ли менять законы и правила?
В 2017 году Министерство транспорта разработало инициативу о поправках в ПДД, касающихся средств индивидуальной мобильности. К этому классу отнесли не только электросамокаты, но также гироскутеры, моноколеса, роликовые коньки и скейтборды. Эти поправки должны были установить требования как для водителей СИМ, так и для самих транспортных средств.
Тем не менее этот проект так и остался лишь проектом. В то же время в московских парках и в зонах с высокой пешеходной активностью скорость электросамокатов в системе кикшеринга снижается до 15 км/ч. Это ограничение вводится автоматически на основании геолокации, как только самокат оказывается в подобной зоне. Датчики позиционирования предусмотрены в каждом арендованном самокате.
В Санкт-Петербурге скорость электросамокатов в местах массового скопления людей ограничена до 10 км/ч, а на ряде центральных улиц использование этих транспортных средств вообще запрещено. На курортах, таких как Сочи, также установлено ограничение скорости не более 10 км/ч, а на некоторых центральных набережных передвижение на самокатах запрещено.
Предусматривается введение ограничений и для личных электросамокатов, но не ясно, каким образом будет осуществляться контроль за их соблюдением. Представитель Минтранса Владимир Луговенко всего год назад утверждал, что средства контроля имеются, а о соблюдении правил позаботятся участковые и инспекция ГИБДД.
При переходе проезжей части следует обязательно спешиться и пересекать дорогу только по указанным пешеходным переходам.
На данный момент штрафы для владельцев самокатов ещё не стали привычной практикой. Так, на протяжении прошлого года один из самых обсуждаемых случаев — это штрафы для мужчины, который управлял самокатом с ребёнком по проезжей части со скоростью около 50 км/ч. Инспекторы составили несколько протоколов за различные правонарушения, включая уход от использования защитного шлема, нарушение правил транспортировки детей и пересечение стоп-линий. Общая сумма штрафов составила более 30 000 рублей.
Простые правила, как ездить на электросамокате и не раздражать окружающих →
5 популярных электросамокатов, чтобы добираться до работы или кататься в парке →
Какой транспорт быстрее и удобнее в городе летом →
— Существуют прецеденты, когда водителя электросамоката лишали прав за нахождение в состоянии алкогольного опьянения во время вождения своего транспортного средства, — рассказывает автоюрист Дмитрий Славнов. — На пользователей электросамокатов распространяются те же штрафы, что и на пешеходов.
Разница между СИМ и автомобилем
- Не требуется оформление водительских прав или регистрация личного транспортного средства. При желании возможно оформление страховки.
- Необходимо предъявлять никаких документов на транспортное средство, обеспечивать его аптечкой или огнетушителем.
- Запрещено движение по определённым видам дорог.
При нарушении правил дорожного движения пользователем электросамоката ответственность наступает наравне с велосипедистом, а не с автомобилистом. Степень строгости наказания для водителей СИМ определяется в зависимости от характеристик их транспортного средства.
Где можно передвигаться на электросамокатах
Средства индивидуальной мобильности должны передвигаться исключительно по велосипедным дорожкам, однако велоинфраструктура присутствует не везде. При отсутствии специальных зон правила передвижения для различных типов СИМ различаются соответственно количеству пассажиров и их возрасту. Данные регламенты распространяются как на личные, так и на арендуемые транспортные средства.
Вес СИМ до 35 кг
Допускается движение по тротуарам, однако при их отсутствии возможно передвижение по обочине. В случае отсутствия обочины, двигаться следует по правому краю автомобильной дороги, но в этом случае скорость не должна превышать 60 км/ч. Если СИМ движется в потоке автомобилей, он обязательно должен быть оборудован соответствующими техническими средствами: фара или фонарик, звуковой сигнал (звонок или гудок), тормоза и светоотражатели.
Вес СИМ более 35 кг
Такой СИМ не предназначен для движения в пешеходных зонах (за исключением случая, когда он ведётся рядом с пешеходом). Пользователь обязан передвигаться по обочине или, при её отсутствии, по правому краю дороги. Скорость на проезжей части не должна превышать 60 км/ч. Для обеспечения безопасности необходимо наличие следующего оборудования: фара или фонарик, звуковой сигнал (звонок или гудок), тормоза и светоотражатели.
Самокат не заменит машину
Это действительно так. Кататься на самокате приятно, когда погода солнечная, сухая и комфортная. Однако в Санкт-Петербурге такая погода может быть всего 30 дней в году, поэтому сезон активного использования самокатов на севере в дождливую погоду очень ограничен.
Кроме того, из-за первого пункта и скоростных ограничений по ресурсу батареи самокат можно считать транспортным средством с низкой рентабельностью инвестиций. Впрочем, у автомобиля нет расчетного ROI, если только вы не работаете таксистом.
Берегите батарею с раннего возраста
Я по собственной неосторожности оставил самокат в багажнике и не доставал его до декабря, что привело к тому, что он подвергся воздействию заморозков. В результате батарея теряет свою емкость и на одном заряде теперь хватает всего на 20 км.
С точки зрения пешеходов, они видят вас как ребенка, который запросто может мчаться на высокой скорости. Что приводит к тому, что многие водители нервно сигналят при встрече.
В завершение, важно помнить: юридически вы приравнены к велосипедистам, поэтому имеете полное право передвигаться по автомобильным дорогам и игнорировать неадекватных водителей, которые могут попытаться вас остановить. Эта информация подтверждена работниками дорожной полиции.
P.S.: И напоследок вопрос для обсуждения.