«А если я учила на механике, могу ли я сдавать на автомате?» – этот вопрос волнует множество будущих водителей, которые уже мечтают о получении водительских прав и управлении автомобилем.Давайте прямо сейчас обсудим, в чем заключаются различия в экзаменах для разных типов трансмиссий.
Особенности обучения на автомобилях с автоматической и механической коробками передач
Тем, кто собирается поступать в автомобильную школу для получения водительского удостоверения, следует заранее решить, на каком автомобиле комфортнее всего учиться вождению: с механической или автоматической трансмиссией. В нашей стране большинство автошкол предоставляет возможность обучения на автомобилях с механической коробкой передач, и лишь половина из них предлагает обучение на автомобилях с автоматической коробкой передач. Поэтому давайте разберемся, какие различия есть в процессе обучения вождению на автомобилях с различными типами трансмиссий.
Обучение на механической коробке передач
Если вы хотите уверенно управлять любым легковым автомобилем, в том числе и тем, который имеет механическую трансмиссию, стоит выбирать механику. Основная часть старых отечественных и иностранных автомобилей продолжает использовать механические коробки передач. В то же время современные автомобили эконом-класса всё чаще оснащаются автоматическими коробками передач. Важно отметить, что водительские права категории B, полученные при обучении на механике, позволят вам управлять любым автомобилем, а адаптироваться к езде на машине с автоматической коробкой передач вы сможете достаточно быстро.
Очное обучение вождению на автомобилях с автоматической коробкой передач может показаться легче, поскольку вам не нужно учиться переключать передачи вручную и управлять сцеплением, что обычно вызывает трудности у начинающих водителей. Учебный автомобиль с автоматической трансмиссией не заглохнет на перекрестке, а также не будет скатываться назад при движении в гору. Существует мнение, что сдавать экзамен по вождению на автомате проще. Тем не менее при принятии решения о том, какому типу автомобиля лучше отдать предпочтение для обучения, важно учесть несколько факторов:
- наличие собственного автомобиля с автоматической коробкой передач, на котором вы будете ездить после получения водительских прав;
- планы по приобретению автомобиля с автоматической трансмиссией;
- отсутствие желания в будущем управлять автомобилем с механической КПП.
Если вы узнали себя в перечисленных пунктах, это ясно указывает на необходимость получения водительских прав категории B на автомате. Следует упомянуть, что многие каршеринговые сервисы также предлагают в основном автомобили с автоматическими трансмиссиями.
Обучение на механической коробке передач
Автопарк большинства автошкол по-прежнему включает преимущественно автомобили с механической коробкой передач. Например, автошкола ШАР в Москве предлагает разнообразный выбор автомобилей, включая те, которые оснащены разными типами трансмиссий. Обычно это бюджетные модели таких брендов, как Lada, Daewoo и Renault, оборудованные пятиступенчатыми механическими коробками передач. Основная сложность при управлении ими заключается в необходимости осваивать работу сцепления и добиваться плавного переключения передач как в городских условиях, так и при вождении на загородных дорогах, что требует определенного времени и практики.
Исходя из практического опыта, большинство начинающих водителей испытывают опасения относительно вождения на автомобилях с МКПП по следующим причинам:
- Есть высокий риск заглохнуть. Как правило, это происходит, когда водитель неаккуратно отпускает сцепление, и вместо плавного движения произвольно выбрасывает ногу с педали. Некорректный выбор передачи также может привести к тому, что двигатель заглохнет. Например, если двигаться на скорости ниже 30 км/ч, а при этом включить третью или четвертую передачу, это очень вероятно. Однако, стоит заметить, что это зависит от типа двигателя автомобиля – дизельные моторы способны работать на низких оборотах без проблем.
- Существует вероятность отката назад. Это является особенно актуальной проблемой при старте с горки – откат может привести к аварии. Многие современные автомобили в среднем ценовом сегменте имеют встроенные противооткатные системы и электронные ручные тормоза, которые помогают предотвратить откат. Однако, в большинстве отечественных автомобилей эти функции не предусмотрены. Поэтому водителю необходимо освоить работу сцепления и научиться правильно использовать ручной тормоз. Тренировочные занятия на склоне должны выполняться по четкой последовательности:
- Полная остановка автомобиля.
- Включение первой передачи.
- Плавное нажатие на педаль газа и одновременное отпускание сцепления. Когда двигатель достигнет 2-3 тысяч оборотов, нужно аккуратно отпустить ручной тормоз. После старта убедитесь, что ручной тормоз полностью отпущен.
ПРИМЕЧАНИЕ: тренировка старта движения на подъёме, в сочетании с основными маневрами, разворотами и парковкой, является важным элементом обучения в автошколе.
Преимущества обучения вождению на механической коробке передач
- Если вам удастся освоить управление автомобилем с механикой, вы без труда справитесь с управлением машиной с автоматической трансмиссией.
- Управляя автомобилем с механической КПП, вы учитесь синхронизировать движения рук и ног, что помогает стать более внимательным водителем.
- Водители, управляющие механическими автомобилями, более сконцентрированы на дорожной ситуации и вождении, что резко снижает риск аварий, особенно для новичков.
- Вы сможете поддерживать обороты двигателя в пределах 2–2,5 тысяч, что оптимально подходит для экономии топлива.
Недостатки обучения вождению на механической коробке передач
- Для того, чтобы начать уверенно чувствовать себя за рулем автомобиля с МКПП, потребуется много практики.
- Существует риск ускоренного износа диска сцепления.
- Трудно тронуться на горке – из-за отсутствия опыта это может приводить к откатам.
Обучение на автоматической коробке передач
На новые автомобили с автоматической коробкой передач в России сегодня приходится около 60% всех продаж. Под автоматической коробкой передач подразумеваются как классические автоматические трансмиссии с гидротрансформатором, так и роботизированные трансмиссии и вариаторы. Каждый из этих типов трансмиссий требует времени на адаптацию, хотя принцип управления для всех схож, хотя конструктивные особенности и принципы работы могут отличаться. Начнем с классических автоматических трансмиссий.
В этой системе функция сцепления выполняется гидротрансформатором, который регулирует крутящий момент в зависимости от частоты вращения колес. Конструктивно она состоит из турбины и насоса, между которыми расположен реактор. Учиться управлять автомобилем с классическим гидроавтоматом предельно просто: откаты, за исключением старых моделей АКПП, отсутствуют, а переключение передач происходит плавно, хотя не так быстро, как на механике.
Роботизированные трансмиссии имеют различные конструкции в зависимости от производителя. Тем не менее, принцип работы роботизированной коробки передач остается прежним: сцепление управляется компьютером, который считывает данные с различных датчиков и сенсоров. В роботах есть возможность переключения передач в ручном режиме.
Одной из наиболее известных трансмиссий в этом сегменте является DSG, которая устанавливается на автомобили концерна VAG. Хоть принцип управления устройством идентичен гидроавтомату, есть нюансы, которые нужно учитывать:
- При использовании РКПП более предпочтителен плавный разгон, это будет положительно сказываться на ресурсе трансмиссии и предсказываемости ее поведения.
- При движении по крутым склонам рекомендуется переключаться в ручной режим и задействовать пониженную передачу. Это обязательно в случае, если мощность двигателя недостаточна, как, например, у двигателя 1,0 TSI от Volkswagen.
- При длительной стоянке лучше переводить трансмиссию в нейтральный режим.
- В пробках желательно активировать ручной режим и передвигаться на первой передаче.
- При эксплуатации роботизированного блока важно с полным усилием выжимать педаль тормоза. Если делать это неаккуратно, при переключении режимов работы сцепление может не разжиматься полностью, что приводит к его быстрому износу. Для увеличения срока службы трансмиссии, помимо аккуратного обращения с тормозом, следует избегать резкого переключения передач.
Соблюдая указанные рекомендации, вы сможете продлить срок службы роботизированной трансмиссии и научиться водить безопасно и экономно.
К основному недостатку обучения на роботизированной трансмиссии можно отнести дискомфорт в процессе вождения, который возникает из-за задержки при переключении передач. Эта задержка может составлять 1-2 секунды и зачастую дезориентирует неопытных водителей.
ВАЖНО: некоторые модели роботов допускают незначительный откат при старте движения, что также является недостатком и требует привыкания со стороны водителя.
Вариатор, также известный как CVT, по принципу управления схож с другими типами автоматических трансмиссий, хотя его работа основывается на других принципах. К преимуществам обучения на автомобилях с вариатором можно отнести его плавную работу, отсутствие толчков и рывков при переключении передач, что обусловлено особенностями конструкции.
Автомобили с вариатором разгоняются плавно, без рывков. Завдяки продуманным настройкам обеспечивается оптимальная работа двигателя. При резком нажатии на педаль акселератора система минимизирует нагрузку на мотор.
Обучение вождению на автомобиле с вариатором удобно благодаря его очевидным преимуществам:
- Быстрый разгон.
- Плавность работы трансмиссии.
- Оптимизация нагрузки на двигатель, что позволяет минимизировать шум и предотвратить резкий набор оборотов.
Сравнение преимуществ и недостатков МКПП и АКПП
Классическая механическая коробка передач продолжает оставаться самым распространенным типом трансмиссии в России. В их конструкции выбор передачи осуществляется водителем вручную – он включает сцепление и переключает рычаг МКПП, который может располагаться на центральной консоли, панели приборов или на рулевой колонке. Оборудование спортивных автомобилей включает секвентальные (постепенные) КПП, переключение в которых осуществляется через подрулевые лепестки или рычаг-джойстик.
Автомобили с классической автоматической КПП не имеют ни сцепления, ни рычага механического управления. На центральной консоли располагается только селектор, который позволяет выбрать режим работы трансмиссии (Режим «Драйв», «Парковка», «Нейтраль» и т.д.). Переключение передач выполняется в автоматическом режиме.
Преимущества и недостатки обоих видов трансмиссий связаны с их конструктивными особенностями. Главным плюсом автоматической КПП является значительное упрощение управления автомобилем, особенно в городской местности. Это позволяет избежать ошибок, которые могут привести к зажиганию сцепления, глушению двигателя, включению неправильной передачи. Водителю значительно легче управлять автомобилем – ему не нужно постоянно следить за оборотами двигателя, контролировать переключение передач и постоянно выжимать сцепление.
Среди недостатков автоматической КПП – то, что эти автомобили стоят дороже, требуют более высоких затрат на обслуживание и потребляют больше топлива. Автомобили с недорогими автоматическими коробками могут отличаться медлительностью, то есть они хуже реагируют на команды опытного водителя. Кроме того, на автомобилях с АКПП невозможно применять некоторые приемы, доступные при управлении механическими автомобилями, например, торможение пониженными передачами.
К положительным моментам МКПП можно отнести доступность, более низкую стоимость как самих автомобилей, так и обслуживания, а также более динамичное управление. Однако нельзя игнорировать недостатки – механическая трансмиссия сложнее в освоении, и в процессе вождения она может быть более утомительной по сравнению с автоматической КПП.
Сравнение процесса обучения
Что касается непосредственно процесса обучения, то здесь нет значительных различий – ученики изучают правила дорожного движения и проходят одинаковые практические упражнения в ходе вождения. Длительность курса обучения в целом совпадает и в значительной степени определяется расписанием и занятостью студентов. Обычно процесс обучения занимает около трех месяцев, после чего кандидаты проходят итоговые экзамены.
Тем не менее разница может заключаться в стоимости обучения. Автомобили с автоматической коробкой передач обычно дороже, а их обслуживание также обходится в более значительные суммы. Поэтому многие учебные заведения устанавливают более высокую цену за обучение на автомобилях с АКПП. Однако это не является строгим правилом: в некоторых автошколах стоимость обучения на каждую программу может быть одинаковой. Поэтому, если будущий водитель планирует учиться на автомобиле с АКПП, но его смущает вопрос цены, ему стоит обратить внимание на автошколу с одинаковыми условиями для обоих курсов.
Законодательство РФ об обучении на АКПП и МКПП
Автошколы и ГИБДД руководствуются Федеральным законом от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения». Отметим, что в статье 25 «Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами» упоминаются различия в обучении на автоматах и механических коробках.
Ученику автошколы следует помнить, что он имеет право проходить обучение на автомобиле с любой коробкой передач – как автоматической, так и механической. Стоит обратить внимание, что обучение на автомате стало доступным только с 2013 года; до этого обучение проводилось исключительно на механике. Однако есть несколько значимых нюансов:
- Если вы обучались на автомате, в вашем водительском удостоверении будет соответствующая отметка, и на основании этого вы сможете управлять только автомобилем с АКПП, а вождение на МКПП вам запрещено;
- Если обучение проходило на механической коробке, вы можете сдавать экзамены как на механике, так и на автомате, и после получения прав вам разрешено управлять автомобилями обеих типов.
Таким образом, важно задуматься, для чего именно вам нужны водительские права – на автомат или на механику с возможностью вождения на автомате. Есть ситуации, когда человек получил права на АКПП, и у него есть отметка об этом, но ему необходимо управлять автомобилем с МКПП. Так что, в таком случае, необходимо проходить полный курс обучения заново? Нет, для этого достаточно пройти переподготовку (повышение квалификации) в автошколе. Это, как правило, составляет около 20 часов практических занятий. Вождение на МКПП без переподготовки после получения прав на автомат считается нарушением ПДД и может повлечь штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей.
На чем лучше учиться: автомат или механика?
Если сравнивать, на каком автомобиле лучше проходить обучение в автошколе, ответ не может быть однозначным, поскольку у каждого варианта есть свои достоинства и недостатки. Учащемуся на АКПП:
- удобнее концентрироваться на дорожной обстановке, так как не нужно думать о том, на какой передаче он едет;
- исключаются аварийные ситуации на светофорах и перекрестках, когда авто внезапно глохнет из-за неосторожного отпуска сцепления;
- больше сосредоточен на вождении без лишних отвлекающих факторов (педали управления, селектор, обороты двигателя).
Ученики просто учатся управлять автомобилем в предложенных условиях (парковка, обгон, проезд перекрестков и так далее) без дополнительных сложностей.
Тем не менее, у автоматической коробки передач есть и свои минусы:
- учащийся не развивает чуткость к автомобилю;
- больше возможностей забыть о контроле оборотов работы мотора;
- меньше знаний о специфике переключения передач и о значении сцепления.
Именно поэтому эксперты автошкол не спорят о том, можно ли перейти с автоматической передачи на механическую. Это возможно, но только после переподготовки. Обучение на механике предоставляет учащемуся возможность не просто научиться водить, а действительно стать полноценным водителем, чувствующим свое авто. Он начинает понимать, когда и почему требуется переключать передачи, а это достаточно глубокое взаимодействие с транспортным средством. Да, это может быть более утомительно и сложно, однако такая подготовка значительно эффективнее и полезнее. Обучение на механике предоставляет гораздо больше возможностей обучающемуся и не сковывает его в рамках, как автоматическая коробка передач. Поэтому оптимальным вариантом для большинства учеников представляется обучение на МКПП с последующим выбором, на чем комфортнее ездить. В процессе обучения важно не забывать о комфорте вождения, а акцентировать внимание на получении максимального опыта и знаний.
Если вы решили начать обучение, взгляните на автошколы в своем районе или той местности, где вы проживаете. Наши филиалы присутствуют повсеместно.
На каком автомобиле разрешено ездить после получения прав
После успешной сдачи экзамена вам выдадут заветное водительское удостоверение, в котором будет указана категория «B», что дает вам право также управлять автомобилями категории «B1» – механизмами, такими как квадрициклы и трициклы.
Категория «B» подразумевает, что вы можете управлять автомобилем весом не более 3,5 тонн и с прицепом не тяжелее 750 кг.
Важно помнить о коробке передач: если вы сдали экзамен на МКПП, то вас допускают управлять как МКПП, так и АКПП. В то время как при сдаче на автомате, вам допускают управление только автомобилем с автоматической трансмиссией.
А если вы задумываетесь, на каком автомобиле лучше ездить – например, на Kia Rio или Jeep – это уже полностью зависит от вашего выбора.
Можно ли управлять автомобилем с механической коробкой передач, если обучение проходило на автомате?
Это важный вопрос, который мы детально разобрали в данной статье, однако повторение является учителем. К сожалению, ответ будет отрицательным. Сдача на автомате подразумевает управление только машинами с АКПП. Поэтому поездка на МКПП повлечет за собой штраф от 5,000 до 15,000 рублей.
Таким образом, уважаемые будущие водители, выбирайте тип коробки передач для обучения осознанно. В автошколе Техника вы можете опытным путем опробовать как АКПП, так и МКПП, чтобы понять, что подходит именно вам.
Удачи вам в обучении и соблюдайте правила на дороге!