Важно помнить, что отец девушки должен за несколько недель до свадьбы отправить письмо скорбящей семье, проживающей рядом с домом невесты.
Осетины — мусульмане или христиане? Религия осетин
Один из народов, проживающих на Северном Кавказе, называется осетины. Он имеет богатые и уникальные традиции. На протяжении многих лет ученые задаются вопросом: «Осетины — мусульмане или христиане?». Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать историю развития религиозности этой этнической группы.
С древних времен осетины носили разные названия. Например, они называли себя «Ирон Адам», а землю, на которой жили, «Иристон». Грузины называли их соответственно «Овси», а землю — «Овсети».
С первого тысячелетия нашей эры люди на Северном Кавказе жили в Аланском царстве. Со временем осетины были сильно вытеснены монголами и войсками Тамерлана, после чего их образ жизни сильно изменился. Когда они попали под влияние Грузии, их жизнь стала меняться, а вместе с ней и их конфессиональная принадлежность. Народу было очень трудно жить в новых условиях, и он был вынужден поселиться в труднопроходимых горах.
Те, кто смотрел на жизнь осетин со стороны, сочувствовали им, потому что их земля была закрыта и недоступна для внешнего мира горами, покрытыми льдом и снегом, а также скалами и быстротекущими реками. Из-за природных условий Осетия не очень плодородна: кроме зерновых культур, таких как овес, пшеница и ячмень, там практически ничего нельзя выращивать.
Осетины, религия которых с древних времен считалась христианской, сегодня считаются таковыми только из-за поста, почитания икон и веры в священников и церкви. Никакой другой связи с христианством у них нет. Осетины поклонялись многим богам природных стихий и искали параллели между христианским пантеоном и мусульманскими святыми. Они часто приносили жертвы христианским святым, таким как Святой Николай, Святой Георгий, Архангел Михаил и другие.
Появление христианства в Осетии
Как же осетины стали христианами? По официальной информации, эта религия пришла к ним из Грузии в XI-XIII веках, но мало кто знает, что народ был знаком с этой верой гораздо раньше. И она постепенно вошла в их жизнь.
Уже в четвертом веке южные осетины приняли христианство из Западной Грузии. Но из-за ослабления веры после отступления Лазика от персов, религиозная доктрина не получила дальнейшего распространения. Христианство вновь стало известно во время похода Юстиниана против Осетии и кабардинцев. Это произошло уже в VI веке. Во время миссионерской деятельности Юстиниана были построены церкви, а из Греции приехали епископы. В это время осетины познакомились с элементами христианского богослужения и ритуала. Однако уже в VII веке начались походы арабских завоевателей, которые вновь прервали развитие христианства.
Религиозная жизнь в Осетии оставалась нестабильной на протяжении многих веков. Были осетины-христиане и те, кто поддерживал исламскую веру. Оба направления стали для них коренными.
А что скажет мама?
Молодые люди начали встречаться в 2014 году и только 1 января 2017 года получили предложение руки и сердца от своего жениха. К сентябрю того же года они официально стали мужем и женой.
Пара познакомилась через общих знакомых. Яна понравилась Алану сразу, как только он ее увидел, но он постеснялся попросить у нее номер телефона, поэтому нашел девушку в социальных сетях и написал ей.
Яна признается, что поначалу боялась знакомиться со своим будущим мужем — ведь он был человеком другой национальности. Девушка думала, что поэтому будет сложно построить отношения. Но ее ростовские друзья, хорошо знавшие Алана, изменили свое мнение: они отзывались о нем как о добром и хорошем человеке. Наконец, Яна решилась сделать шаг навстречу Алану, и так начались их отношения.
Первое свидание было неважным, но, по словам Яны, она до сих пор помнит теплую атмосферу — он пригласил ее на кофе, подарил цветы, Яна рассказала о своей семье, Алан — о своей.
Для развития отношений потребовалось время, говорит девушка, потому что сначала нужно узнать человека. Поэтому они долгое время общались, прежде чем их отношения приобрели романтический характер.
Все шло хорошо, и пришло время им представиться родителям. Яна осторожно рассказала родителям об Алане.
Родители Алана, с другой стороны, были не в восторге от русской невесты. Они не были против Яны как личности, но только против невесты с другой национальностью. Главная причина, по которой родственники советовали ему отказаться от отношений с русской женщиной, заключалась в том, что осетин осталось очень мало. Осетинский язык, можно сказать, исчезает, и для них очень важно продолжить свой род. Они всегда говорили своему сыну, что его жена должна быть осетинкой, чтобы традиции передавались из поколения в поколение и родной язык не забывался.
И его мать была единственной в семье, кто, по словам Алана, поддерживал их союз. Женщине было все равно, какой национальности будущая невеста, лишь бы ее сын был счастлив.
Кроме того, отношения пары к тому времени были уже настолько крепкими, что мальчики были готовы создать семью. И несмотря на все попытки семьи отговорить мальчика от этой идеи, он хотел создать семью только с Яной.
Видя, к каким неприятностям приводят их отношения, Яна задумалась о разрыве с Аланом. Она даже была готова пожертвовать своей любовью — возможно, чистота крови действительно важнее чувств.
Она сама говорила Алану, что им нужно расстаться, что они, возможно, поступают неправильно, но мужчину было не переубедить — он убеждал любимую, что все будет хорошо и что семья все поймет.
Так и случилось. В канун Нового года он сделал предложение своей возлюбленной. Конечно, он заранее поговорил с семьей и убедил их, что Яна — его единственный выбор и что он видит свое будущее только с ней. Алан очень настаивал на том, чтобы семья поняла и приняла его решение.
Пироги и традиции
После того как Алан сделал Яне предложение, пришло время познакомиться с осетинскими родственниками.
«Мне было очень страшно и стыдно идти к его родителям, потому что я знал, что свекры хотят невесту моей национальности. Я также боялась, что буду чувствовать себя неловко — родители зятя дома говорят на своем языке, а я не знаю осетинского», — вспоминает ростовчанка.
Но ее опасения оказались беспочвенными: Яна была очень хорошо принята семьей Алана. Девушку встретили тремя пирогами, как это принято в Осетии.
Русская невеста довольно быстро стала членом осетинской семьи со всеми ее традициями. Яна считает, что это произошло благодаря постоянной поддержке Алана.
Однако девушка хотела отблагодарить свою новую семью и подготовилась к встрече, заранее узнав об обычаях. Она делала это с самого начала своих отношений с Аланом. В конце концов, ее муж был мужчиной, которого она любила, с которым она жила, у них будут совместные дети и они проведут долгую жизнь вместе. Ей было интересно, как ее воспитывали, в какой семье и обстановке она выросла. Яна заранее узнала от Алана, как вести себя за столом, как общаться со старшими, что говорить и когда вставать. Оказалось, например, что у осетин женщины во время застолья сидят отдельно от мужчин.
«Сначала я приняла, что как жена я тоже должна соблюдать традиции и правила семьи, когда мы стали семьей. Потому что он муж и несет ответственность за семью. Это элементарное уважение для мужа — заботиться о том, что есть и чего нет у его семьи», — говорит он.
У них был осетино-русский брак — они соединили традиции двух народов. Звучали русские и осетинские народные песни, тренер приветствовал молодую пару и их родителей, а гости угощались знаменитыми осетинскими пирогами.
Правда, традиции двух народов были немного нарушены, когда невеста покупала свадебное платье — молодая пара выбирала праздничный наряд вместе. Торжество было ярким и веселым, пара выбрала красный цвет в качестве основы для оформления, присутствовало много гостей.
«Осетинская молодёжь решала вопрос через родственников»
Казбек Хутинаев, глава осетинской диаспоры:
— Раньше осетинская молодежь встречалась в клубах, где показывали фильмы, или на свадьбах. Но было строго запрещено девушке и юноше встречаться наедине, тем более для вечернего свидания. В компании мужчин они обменивались взглядами и могли говорить о пустяках. А если они хотели узаконить свои отношения, то начинали делать это через родственников. Конечно, в то время мужчина должен был быть готов к самостоятельной жизни, то есть он должен был уметь зарабатывать достаточно денег, чтобы содержать семью.
Я сама вышла замуж в 26 лет, когда уже стояла на ногах. Предложение «Я люблю тебя» имеет для нас божественное значение, поэтому его можно было произносить только тогда, когда решение о браке уже было принято.
В нашем селе Рассвет в Северной Осетии никогда не было разводов. Если один из супругов умирал (независимо от возраста), другой не создавал новую семью. Так здесь чтили брак и хранили верность друг другу.
«Цыгане о любви не говорят — её доказывают»
Петр Бурлуцкий, руководитель цыганского народного ансамбля:
— Мы не говорим о любви, мы ее доказываем. Вся жизнь мужчины и женщины заключается в том, чтобы доказать, что они любят друг друга. И даже слово «любовь» Рома не употребляет, когда хочет выразить свои чувства к кому-то. Вместо этого молодой человек говорит девушке: «Я хочу разделить с тобой свою жизнь» или «Я отдаю тебе свое сердце». Наши молодые люди знакомятся друг с другом через друзей, на вечеринках и, конечно, на свадьбах. Цыганские свадьбы очень многолюдны, на них приглашают не только родственников, но и знакомых. Взрослые берут на этот праздник всех своих детей, чтобы другие гости могли их увидеть.
Когда цыгане еще жили в Таборе, родители могли решать судьбу своих детей без них — на ком женить сына или за кого отдать дочь. Часто можно было услышать, что цыганский парень украл девушку — это случалось, когда влюбленные хотели создать семью, а родители были против союза. Они убегали вместе и возвращались через некоторое время как муж и жена, и семья больше никогда не разлучалась. При благоприятных обстоятельствах обычно молодой человек сначала говорил старшему брату, что девушка ему нравится, потом дяде и так далее, а затем родственники жениха начинали разговор с родителями невесты.
Цыгане склонны к ранним бракам. Вступление в брак в возрасте 14 лет было нормой. Это защищало молодых людей от беспорядочных половых связей. Кроме того, таким образом укреплялось чувство ответственности супругов, и они устанавливали более тесную связь друг с другом.
Проведение торжества
Свадебная церемония начинается с приглашения всех почетных гостей присоединиться к свадебной процессии.
Предводителем процессии объявляется самый почетный, который произносит больше всего речей, а также решает больше всего проблем. Эти люди встречаются за несколько дней до торжества, чтобы обсудить все тонкости праздника и распределить между собой задачи.
Свадебная процессия отправляется от дома жениха, стараясь, чтобы прохожие как можно больше знали о причине ее появления. По прибытии в дом невесты их встречают старейшины семьи и почетные гости, которые предлагают им особое угощение:
- три пирога;
- пиво;
- арака (алкогольный напиток из зерна);
- национальные закуски.
Во время подношения воздается хвала Богу и произносится молитва о том, чтобы этот дом всегда был гостеприимным для таких почетных гостей. Когда старейшина процессии принимает дары, он благодарит их за прием. Затем он благословляет семьи, которые породнятся друг с другом.
Остальные прибывшие мужчины должны сделать то же самое. После того как все подарки подарены, гостей проводят в дом, где накрывают стол с угощениями. Желательно, чтобы на столе были разнообразные блюда. Это показывает, что гостям рады и что в доме есть хорошие хозяйки. Когда все рассаживаются, начинается пение и тосты, при этом мать невесты следит за тем, чтобы старшим гостям было удобно.
Важно помнить, что отец девушки должен за несколько недель до свадьбы отправить письмо скорбящей семье, проживающей рядом с домом невесты.
В нем он сообщает, что запланировал празднование, но уважает горе других и не знает, что делать. Затем он получает ответ в том же духе, в котором ему разрешают праздновать, потому что они уважают счастье других людей.
Когда прошло достаточно времени, машинист поезда просит подать ему три части жертвенного барана. Когда ему приносят их, он распределяет их и вместе с бокалами преподносит женщинам племени. В это время произносятся три тоста:
- Восхваляя женщин и девушек, которые готовили праздничное угощение.
- Всем гостьям.
- Старшей женщине в роду невесты.
В это время некоторые из женщин помогают невесте одеться, и когда она готова, ее объявляют. Затем старший должен заплатить оговоренный выкуп, и только после этого девушку показывают ему. Желательно, чтобы в процессе переговоров возникали странные ситуации, которые развлекают всех присутствующих.
После того как невеста передана гостям жениха, они едут к дому жениха.
Когда кортеж въезжает во двор, машину окружают молодые люди, поющие веселые песни и отпускающие шутки. Невесту подводят к трем пожилым мужчинам, которые читают молитву Богу, чтобы поблагодарить за радостное событие. После этого невесте помогают снять фату и ведут в дом, где три пожилые женщины занимают свои места.
После свадьбы
На второй день после свадьбы невеста должна общаться с соседскими детьми. Для девочек готовят ленты или красивые заколки, а для мальчиков — различные игрушки. Девочка должна показать, как она ладит с детьми. Согласно традиции, женщина должна провести это время до полудня.
В полдень из дома невесты прибывает караван с приданым девушки. Сопровождающие должны быть встречены так же, как и жених накануне. Среди сопровождающих должны быть друзья, подруги, братья или сестры. Также могут прийти близкие родственники и соседи, которые хорошо общаются с будущей невестой.
Все хотят узнать, как дела у невесты, и поддержать ее в незнакомом доме. Часто девушку усаживают за праздничный стол и начинают расспрашивать, как прошел прошедший день. О чем она думает и как себя чувствует после общения с новой женой.
Невеста должна быть скромной и сдержанной, проявляя уважение к своим новым свекрам.
На этом видео показаны сборы невесты на осетинской свадьбе:
Согласно традиции, жениху не разрешается возвращаться домой на второй день. Ему разрешается приезжать только на третье утро, но все чаще это не соблюдается, и мужчина оказывается дома в неположенное время.
В Осетии люди чтят традиции, которые остаются неизменными на протяжении веков, и стараются сохранить их в первозданном виде. Ведь они считают, что это наследие предков и его нужно сохранить для потомков. Поэтому осетины женятся так же, как и много веков назад, со множеством ритуалов. Вы бы хотели принять участие в такой церемонии?
«Горы ошибок не прощают»
Зимой в горы можно доехать самостоятельно, но для этого нужна хорошая машина с полным приводом или очень опытный местный водитель. Если вы не хотите рисковать, обратитесь к туроператорам. А их в Осетии предостаточно.
«Мы предлагаем туристам активный отдых в горах нашей республики, — рассказывает другой осетинский гид, Дмитрий, — организуем джип- и мототуры, конные прогулки и, если позволит погода, полеты на параплане». В Осетии в целом можно попробовать все.
Например, небольшие туристические группы могут отправиться в тур по маршруту Куртатинское ущелье — Алагирское ущелье — Чея — Дигория.
«Мы ночуем в хижинах прямо в горах. Но есть и такие люди, которым удобнее жить в гостиницах. А некоторые туристы вообще хотят жить у местных жителей, чтобы лучше узнать традиции и образ жизни жителей республики. Да, это тоже возможно. Такая поездка стоит в среднем 60 000 рублей», — говорит гид.
Зимой туристы также часто просят о поездке в долину Мидаграбе, чтобы увидеть знаменитые замерзшие водопады. Туда приезжают альпинисты со всего мира и разбивают целые лагеря. Обычно они приходят на правую сторону каньона, потому что именно там находятся самые красивые русла рек, каскадами спускающихся с горных вершин.
Путеводитель советует не путешествовать в Осетию без опытного проводника. Неопытному человеку находиться в горах небезопасно. Есть места, куда очень трудно добраться самостоятельно.
Лыжная трасса горнолыжного курорта Цей. Чемпионат Владикавказа по ледолазанию проходит на горнолыжном курорте Цей.
Фото Ольги Смольской / РИА Новости
«В Куртатинском ущелье, например, есть знаменитая скамейка с надписью «Счастье не за горами, а в горах», которая стала хитом в социальных сетях, — продолжает Дмитрий. Со скамейки открывается захватывающий вид на горы с облаками.
Но туристам опасно подниматься на вершину в одиночку в любое время года, особенно зимой. Дорога, ведущая туда, извилистая. Иногда случается, что машины переворачиваются и падают с обрыва. Я всегда предупреждаю туристов, что горы не прощают ошибок, поэтому всегда нужно объективно оценивать свои возможности.
Чтобы не ошибиться в одежде, гиды советуют перед походом в горы понаблюдать за погодой. И кроме зимней куртки, которая точно не будет лишней, они рекомендуют взять что-то более легкое, так как в горах может быть холодно, в то время как во Владикавказе светит солнце.
«Проблем с безопасностью не возникает»
Зарина, гид, делает классическое замечание о своих туристах: «В Осетии чувствуешь себя как дома. Мы не ожидали, что здесь будет так спокойно и безопасно, что вы такие классные, что у вас столько радости и позитива. Совершенно светские люди». Я всегда хочу, чтобы россияне понимали, что наша страна — это смесь самых разных национальностей, культур и религий. И это здорово, что сейчас, например, люди из центральных регионов России приезжают на Кавказ и, зная нас, избавляются от некоторых пресловутых стереотипов».
Михаил, фотограф, переехавший в Осетию из Москвы, подчеркнул, что на Кавказе не больше опасности, чем, скажем, в метро любого российского города. «Со своими стереотипами нужно бороться, видя — больше путешествуя, разговаривая с людьми, изучая их культуру.
На мой взгляд, в Осетию безопасно приезжать одному, девушкам, компаниям, здесь рады всем. Ни у кого нет проблем с безопасностью.
На самом деле, многие местные жители искренне считают, что традиционное осетинское гостеприимство можно продвигать как бренд. «В каком бы городе или селе республики вы ни находились, осетины обязательно пригласят вас в гости, угостят, поговорят с вами о традициях, истории и культуре. Они даже могут предложить вам остановиться. Эта традиция уходит корнями в глубокую древность, когда на этой земле жили наши предки — аланы.
Где бы вы ни проводили свой отпуск в Северной Осетии, к вашему приезду вас будут ждать три горячих пирога и осетинское пиво. Для осетин гость, независимо от того, кто он и откуда, — посланник Бога, святой и неприкосновенный человек. По этой причине местные жители всегда рады видеть такси.