Одной из наилучших возможностей помочь человеку, который чувствует себя изгоем, является поддержка его увлечений и талантов. Найдите то, что действительно вызывает у него интерес, и помогите ему проявить себя. Содействуйте развитию тех сильных сторон, которые у него уже есть, и ободряйте его успехи, даже если они маленькие.
Я никому не нравлюсь: путь и психология изгоя
В современном обществе популярность рассматривается как одна из самых притягательных черт личности. Быть любимым и признанным другими людьми — это мечта, которую преследует множество людей. Однако не всем удаётся ощутить себя центром внимания и наслаждаться общепринятой популярностью. Существуют также такие, кто ощущает себя постоянными наблюдателями, не востребованными и непопулярными. Поэтому давайте разберёмся, кто именно такие изгои, и какую роль они играют в психологии человека.
Изгои — это те люди, которые не соответствуют общепринятым стандартам поведения, внешности или интересов в социуме. Они зачастую оказываются в стороне, не находясь в центре внимания, и, как правило, у них небольшой круг общения. Эти люди отличают оригинальность мышления и непохожесть на других, что может становиться причиной их социальной изоляции. Есть и такие, кто добровольно выбирает статус изгоя, осознано отказываясь от стандартных норм и ценностей общества; в то время как другие могут оказаться в роли изгоя в силу обстоятельств или психологической травмы. В любом случае, эта особая группа людей разительно отличается от остальных и требует нашего внимательного отношения, а также понимания механизмов их социальной адаптации и неадаптации.
Роль изгоя в психологии значительно важна. Все мы стремимся к социальной принадлежности и признанию, поэтому популярность часто становится одним из критериев статуса и успеха в сообществе. Тем не менее, для изгоя такие нормы неприменимы, и подчас они становятся недостижимыми мечтами. Чувство отчуждённости и непонимания влияют на их самооценку и психологическое состояние. Изучение психологии изгоя позволяет лучше понять их нужды и оказать им необходимую поддержку в процессе социальной адаптации.
Определение изгоя в психологии
В рамках психологии термин «изгой» используется для описания человека, который чувствует себя отвергнутым и исключённым из своей социальной группы. Человек может ощущать себя непопулярным, неудачником или несчастным, часто его самооценка оказывается на минимальном уровне.
Разное количество факторов может способствовать образованию чувства изоляции. В школьной среде, например, дети могут оказаться вне группы из-за физической внешности, национальной или религиозной принадлежности, а также индивидуальных особенностей, таких как уровень интеллекта или физические недостатки. Взрослые же становятся изгоями из-за социального положения, профессии, а также вследствие личных психических или физических особенностей, которые могут вызывать предвзятое отношение или исключение.
Изгой может испытывать подавляющее чувство одиночества, неполноценности и отчуждённости от окружающих. Нередко изгои сталкиваются с низкой самооценкой и ощущением неуверенности в себе. Это может привести к социальной изоляции и ухудшению психического состояния.
Существуют различные подходы к пониманию и помощи изгоям. Одни специалисты рекомендуют сосредоточиться на повышении самооценки и социальной адаптации, другие — исследовать и изменять негативные установки, затрудняющие взаимодействие с социумом.
Понимание психологии изгоев является важным, так как это оказывает помощь и поддержку этим людям. Необходимо помнить, что все люди достойны чувства общественной принадлежности и принятия, и психологическая поддержка может сыграть ключевую роль в предотвращении негативных последствий, связанных с состоянием изоляции.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Уникальный взгляд на мир | Ощущение исключения |
Возможность развития независимости | Низкая самооценка |
Способность к творчеству и самовыражению | Чувство неполноценности |
Активное мышление и наблюдательность | Социальная изоляция |
Недолюбили меня!
Мария Шумакова, АиФ-Челябинск Ольга Геннадьевна, вы часто общаетесь со школьниками, проводя тренинги для молодежи. Почему в школьных коллективах всегда есть кто-то, кого не любят?
Ольга Мурзина: Дело в том, что не во всех коллективах присутствуют изгои. Это во многом зависит от профессиональных навыков педагогов. Человек, находящийся внутри группы, способен увидеть, кто в классе выглядит менее благоприятно, и своевременно помочь нормализовать ситуацию, установить дружеские отношения. Обычно в группе не любят тех, кто чем-то выделяется: будь то избыточный или недостаточный вес, рост или даже такие особенности, как нехватка красноречия или близорукость. Травля, которую ещё называют буллингом, может быть вызвана как поведением учащихся, так и случайными поведениями со стороны учителей, когда они демонстрируют предвзятость к какому-либо ученику.
– Кто чаще исполняет роль агрессора и почему так происходит?
– Как правило, инициаторами травли становятся те, кто сам пережил состояние изгоя. Их количество составляет примерно 40%. Эти дети испытывают стремление самоутвердиться и отомстить. Остальные же зачастую являются жертвами нехватки внимания со стороны родителей, недолюбленные ими. Например, их поступки ищут утешение следуя девизу: если не можешь получить похвалу, надеешься хотя бы на любое внимание, даже негативное.
– Является ли виновным ребенок, оказавшийся в роли жертвы травли, или это может быть следствием поведения взрослых?
– Жертва травли не может быть виновной в произошедшем. Дело заключается в нездоровой атмосфере внутри заведения. Поверьте, если начинается травля, страдают все. Страдает жертва, которая получает опыт унижения и бессилия, что ведёт к постоянному stresу. Также страдает агрессор, который получает опыт безнаказанности и иллюзии, что все проблемы в мире можно решить с помощью силы. Страдают также и свидетели, которым приходится делать сложный выбор: поддержать жертву или агрессора. Страх стать следующей жертвой, чувство стыда за свои поступки или бездействие и опыт бессилия — вот с чем сталкиваются, казалось бы, невидимые наблюдатели ситуации. Травля пагубно влияет на весь класс. Насилие обесценивает образовательный процесс, поскольку дети начинают думать не о своих знаниях, а о том, как выжить, избежав роли жертвы.
Генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать изгоем, не передаётся, но дети имеют склонность подражать реакции своих родителей в различных ситуациях, включая отношение общественности к самому себе. Таким образом, ситуации, когда дети наследуют статус изгоя, происходят достаточно часто.
– Нужно ли взрослым вмешиваться в такие конфликты?
– Именно в этом и заключается суть: травля не является простым конфликтом или мимолетной стычкой, подобных которым быть может множество между мальчиками и девочками, а становится систематическим отравлением жизни. Все наши убеждения — от необходимости научиться давать отпор до мысли о том, что родители не должны вмешиваться, чтобы не «вырос» неуместного нахала или маменькиного сынка — не только не помогают, но и ухудшают ситуацию. Поэтому важно понимать, чем травля отличается от обычного конфликта. У человека, который подвергается травле, нет сил для самозащиты. Агрессор всегда ощущает своё превосходство, в то время как жертва испытывает подавленность и страх. При травле у жертвы отсутствуют средства для выравнивания этого дисбаланса. Это не ситуация, когда кого-то в классе просто не любят или не принимают в игры. Чувство непопулярности может вызвать у ребёнка печаль, одиночество, но при травле такому человеку грозит опасность. Его страх становится схожим со страхом животных, загнанных в угол, — это беспомощный ужас подавленного существа.
Ситуация Help
– Какие действия могут предпринять взрослые, если их дети оказались жертвами травли?
– Самое главное — поддержать своего ребёнка, даже если он сам стал агрессором. Не стоит надеяться, что ситуация решится сама собой. Детям сложно противостоять групповой агрессии, и если взрослые не будут обращать внимания на обстановку в детском коллективе, травля не исчезнет сама по себе. Обязательно обратитесь за помощью к школе. Проблема травли решается через работу с коллективом, а не с отдельным человеком. Не забывайте обратиться к классному руководителю. Школьный психолог может оказать помощь во многих вопросах, однако сам по себе он не справится с этой проблемой. За поведение в классе отвечает тот, кто ведёт этот класс. Не стоит пытаться вызвать жалость, рассказывая детям, как плохо жертве. Это только усугубит сложившуюся ситуацию, так как внимание сосредоточится на самой жертве. Задача взрослых — обратить внимание на саму проблему травли как явление.
– Существуют ли какие-то правила или успешные практики борьбы с травлей?
– Известный детский психолог Людмила Петрановская сформулировала важнейшее правило работы в данной ситуации: самое главное — не принимать правила игры. Ситуация травли меняет значение нормы. Через некоторый период всем становится очевидным, что так и должно быть, таких следует травить, и никакого другого объяснения не может существовать — они такие. Если не конфликтовать с самой концепцией травли, ничего не выйдет. Каждая ситуация насилия формирует выбор: ты либо поддаёшься силе, потому что считаешь себя слабым, и тебе не будут мешать, либо откажешься от того, чтобы быть жертвой и начнёшь применить силу к другим. Несмотря на различия в этих подходах, оба они основываются на одном убеждении о том, каким образом устроен мир: в нём сильный подавляет слабого.
К сожалению, взрослые, желая помочь, нередко усиливают это восприятие. Например, когда они советуют пострадавшему: «Подумаем, что ты мог сделать не так», или «Дай ему сдачи, чтобы неповадно было». Таким образом, детям говорится, что мир устроен именно таким образом, где правит сила, и что другого мира для них просто не существует. Варианты для детей заключаются лишь в том, чтобы покориться агрессии и изменить себя под требования других (научись находить общий язык с ровесниками), или же игнорировать собственную безопасность (не бойся, дай отпор), что превращает их в безжалостных существ. Вредитель будет нести ответственность за своё поведение, а жертва — за собственное недовольство. Подобный подход оставляет ребёнка один на один с травлей.
Собственно нужно фокусироваться на конфронтации, но не с отдельными детьми, а с самой концепцией травли, рассматривая её как насилие, болезнь, моральное загрязнение. Общество обязано защитить каждого ребёнка от подобного обращения, и это не подлежит обсуждению. Без такой конфронтации преодолеть проблему невозможно.
– Как быть с травлей в Интернете? Какие действия предпринять против обидных постов в социальных сетях или видеороликов, смонтированных с негативным подтекстом?
– Парадоксально, но в Интернет-пространстве с травлей справляться проще. Здесь можно делать скриншоты, которые могут стать доказательствами травли. Лучше всего вообще попытаться избегать попадания в группы, которые вызывают дискомфорт. Важно научить детей ценить своё собственное благополучие. Если общение приносит радость и удовлетворение, оставайтесь; если нет, лучше уйти.
Взвой среди чужих
Эксперты единодушны в том, что социальная тревога и застенчивость, как бы их не интерпретировать, серьезно препятствуют карьере. Мы можем обратиться к известной модели «большой пятёрки» личностных черт, — объясняет Павел Дегтярев, директор продуктов кадрового консалтинга Экопси. — Если рассматривать застенчивость как стремление избегать контактов с людьми, парламентская пассивность, это можно считать близким к интроверсии. Если же трактовать застенчивость как социальную тревожность, это южнее относится к черте нейротизма, которая как раз про тревоги и предрасположенность к негативным эмоциям. Многочисленные исследования показывают, что в компаниях к большему успеху приходят те, кто обладает более активной экстраверсией и меньшей тягой к нейротизму.
Застенчивость сама по себе не является приговором, но при прочих равных условиях она превращает обычную корпоративную работу в сложный забег с препятствиями, — продолжает Дегтярев. Часто успехом оказывается не тот, кто добивается объективно лучших показателей, а тот, кто сумел убедить остальных в том, что его результаты лучше, — при этом требуется активное взаимодействие с другими и продвигающее своё видение. Сложно представить застенчивого человека в этой роли.
Хотя старался избежать общения с доброжелательными и отзывчивыми людьми, условия кажутся несправедливыми, но причины этого в большей степени связаны с эволюцией человеческого рода. Лидер — всегда самый умный и сильный, рядом с ним — другие активные личности. Мы всегда подсознательно стремимся к самому сильному звену, потому что это и есть безопасное место в стае. А рядом с слабым звеном — это самое небезопасное место, поэтому инстинктивно от них хочется избавляться, — объясняет клинический психолог Елена Спирина.
Тем не менее, сами застенчивые люди часто способствуют формированию своего неблагоприятного имиджа, вызывая раздражение окружающих своим поведением. Например, если им предлагают сесть, они отказываются — «я постою», если спрашивают, чего им нужно, они отвечают, что ничего. Эти люди подают сигналы о том, что им не нужно ничего от окружающего, — ведь их мир воспринимается как враждебный, и они убеждены, что общество осуждает их. Из-за такого поведения и неверного восприятия окружающие начинают реагировать с раздражением. Возможно, изначально их могли бы воспринять как обычных людей, но их собственное представление о себе приводит к подобным реакциям, — обобщает эксперт.
Другой стороной социального взаимодействия являются коллеги, руководители, менеджеры по найму — также живые люди, действующие в соответствии с человеческой природой. Стереотипы зачастую несправедливы, но они оказывают влияние на отношение к застенчивым работникам и их карьерные перспективы, вплоть до самой возможности трудоустройства. Мы тянемся к уверенным и открытым людям — ведь они кажутся нам более компетентными и надежными. Работает эффект ореола: мы часто ассоциируем коммуникабельность с профессионализмом и испытываем потребность в предсказуемости: открытый человек кажется более лёгким для понимания и, следовательно, безопасным. Застенчивый коллега может восприниматься как неконтактный (с ним трудно работать в команде), некомпетентный (если он молчит, значит ему нечего сказать), неамбициозный (поскольку он не высказывает желания развиваться).
Будет больно
Тем не менее, множество застенчивых сотрудников — блестящие специалисты и преданные работники, и терять их производительность из-за самих же психологических черт и поведения их коллег действительно печально. Проблема настолько значительна, что в рекомендациях для руководителей часто звучит модное слово инклюзия, обычно связанное с людьми с ограниченными возможностями. Создавайте инклюзивную среду, где ценится разнообразие характеров. Дайте возможность каждому высказаться, используя разные форматы обсуждений. Оценивайте работу по результатам, а не по громкости голоса. Тихий голос не означает отсутствие идей, — советует Игорь Шутов.
В крупных и сложно организованных командах нередко возникают парадоксальные случаи, когда признание и продвижение зависят не от реальных достижений и вклада, а от хорошо оформленных презентаций и выдающихся коммуникативных способностей, — отмечает Лусине Абгарян, операционный директор HR-холдинга Ventra. Отсюда возникает задача — создать практики и инструменты, позволяющие адаптировать людей, выявлять их сильные и слабые стороны, систематически работать над целеполаганием и оценкой результатов работы как количественных, так и качественных, формировать развивающую среду, позволяющую людям с разными потребностями, способностями и слабостями расти и проявляться.
Что же делать самим людям, испытывающим социальную тревогу? У них есть специфические способы достигать желаемого — например, выстраивание отношений с каждым членом коллектива на индивидуальной основе, — приводит пример психолог Елена Елагина. Но более эффективным будет корректировка поведения через тренировку определённых когнитивных навыков. Бизнес-тренер Иван Чернышев предлагает несколько рекомендаций, как это сделать. Прежде всего, важно тренировать социальные связи — постепенно увеличивать свой круг общения и количество контактов. Иногда даже добавляя по пять минут общения в течение дня. Он советует быть первыми в инициативе, — это может происходить даже вне рабочих рамок. Возможно, вы позвоните старому знакомому, поздравите с праздником дальнего родственника или попробуете обратиться к passerby на улице.
Если кому-то трудно делиться своими мыслями на работе, можно попробовать записывать или озвучивать их на диктофон. Это поможет легче высказать мысль, которую вы уже визуализировали, даже если только для себя. Если вы особенно остро чувствуете застенчивость, можно попытаться перетерпеть это состояние буквально несколько секунд, оставаясь активным. Постепенно увеличивайте это время, — рекомендует Чернышев. Полностью изменить себя будет невозможно, но шансы стать более заметным и получить лучшее обращение от коллег значительно возрастают.
Что делать, если ребенок в классе изгой – видео
Часто родственники людей с психическими расстройствами ведут себя так, словно не имеют никакого отношения к тому, что происходит с их ребёнком, мужем, супругой, отцом или матерью. Нередко они сбрасывают бремя ответственности на генетику или же на самого пациента.
Душевные страдания ничем не сравнимы с телесными недугами или материальными потерями. Тяжкая ноша душевных страданий становится ещё труднее для изнеможённого умственно больного, когда весь мир вокруг его относится с пренебрежением, унижением и обвинениями.
Что же мы делаем, видя психически больного человека, например, в соседнем подъезде? Некоторые пытаются не обращать на него внимания, словно его вообще не существует, другие же — тычут пальцем и осуждают, выставляя на посмешище. Лишь немногие стараются понять, как тяжела ноша душевного недуга. Сколько сил требуется больному, чтобы нести её годами и десятилетиями, сколько энергии требуется для того, чтобы не броситься в окно, когда мир смеётся и презирает его. Сколько лишений испытывает душевнобольной в социальной среде. Разве, осознав это, мы не можем проявить уважение к такому человеку? Возможно ли было бы учинять насмешки, ругать и избегать такого страдающего?
На практике при встречах с родственниками больных видно множество вещей. Мы видим их стремление войти в коалицию с врачом и объединиться против больного. Узнаем о болезненной усталости и беспомощности, которые кипят в их сердцах. Они ведут войну с двойными стандартами, где нет победителей, лишь жертвы, где каждую секунду тают надежды на выздоровление и вера в спасение. Упрёки матерей за сломанные жизни из-за присутствия больного человека в семье. Но и всевозможная любовь в глазах этих больных, которые продолжают оставаться в своей семье, готовые стать и изгоем, и козлом отпущения, и объектом насмешек. И тогда сердце наполняется восхищением к их стойкости, силе и смирению.
Когда мы способны видеть человека и осознавать, какую тяжкую ношу он несёт на своих плечах, когда мы способны проявить уважение, принять его присутствие и его личность в том виде, в каком он есть, — тогда такой человек может приоткрыть нам свои больные внутренние миры, пробудить в нас жажду жизни, научить ценить ту жизнь, которая есть, и научить прощать близких.
Каждый из нас несёт ответственность как за себя, так и за общество в целом. Каждый элемент сообщества формирует свои порядки и ценности. Каждый из нас поддерживает общество в том состоянии, в котором оно существует сейчас, и каждый из нас меняет общество благодаря своему мышлению и пониманию.
Гораздо проще осуждать или просто закрывать глаза, чем тщательно принимать свои убеждения в реальных действиях. Намного тяжелее взять на себя ответственность за каждое слово, действие и мысль. Намного мучительнее смотреть открытыми глазами на страдания других. Намного трагичнее игнорировать крики о помощи, не отворачиваясь и не убегая. Когда мы привыкнем брать ответственность на себя, когда согласимся видеть и слышать, тогда бездействие станет преступлением. В таких условиях нельзя будет винить кого-то в трудностях, и каждый станет своим собственным прокурором, судьёй, палачом и правителем.
Как ведет себя Изгой
- Изгой склонен верить, что его будут постоянно подавлять;
- часто старается не подпускать людей слишком близко;
- предпочитает углубляться в беседы, нежели шутить;
- не боится выражать свое мнение, даже если оно может показаться глупым или хвастливым;
- часто ощущает, что не находит себе места в обществе;
- может быть чувствительным к любому отказу, как реальному, так и вымышленному, и часто незаслуженно обижается на людей, которые меняют планы или исключают из них изгоя;
- иногда такому человеку не хватает такта или сопереживания;
- изгой может быть эгоистичным и самовлюбленным, желая, чтобы все происходило по его желаниям;
- ему сложно работать в команде и совместно реализовывать проекты;
- он не боится рисковать и пробовать что-то новое.
Если вы изгой, вот несколько стратегий, которые могут помочь вам преодолеть страх перед отказом.
Переосмысливайтесь. Большая часть вашего страха основывается на внутреннем сценарии, что людям нельзя доверять и что лучше оборониться первым, пока вас не отвергли. Если вы хотите преодолеть этот страх, вам нужно проработать установку, создать новый сценарий с новыми утверждениями, которые будете повторять себе. Постепенно новая установка вытеснит старую.
Например, если вы верите в то, что людям нельзя доверять, начните говорить себе: «Да, у некоторых в прошлом было плохое поведение, но это не значит, что все люди недостойны доверия. В моей жизни есть много тех, кому я могу доверять.» Если же вы боитесь, что вас отвергнут или подведут, измените этот сценарий и произнесите: «Если кто-то говорит мне, что не согласен с моим мнением, это не значит, что он отвергает мою личность.»
Предпринимайте действия. В дополнение к переработке сценария, который сейчас в вашей голове, вам также необходимо принимать практические шаги для доверия другим людям и сотрудничества с ними в реальной жизни. Это поможет вам проверить и укрепить новые убеждения.
Старайтесь стать более активными в ситуациях, которые вы обычно избегаете. Например, если вы привыкли выполнять задачи в одиночку, попробуйте попросить помощь или присоединитесь к группе. Если ваши проблемы с доверием серьезны, лучше обратиться к специалисту для анализа возможных корней вашего страха.
Создавайте ответственность. Как изгой, вы не хотите показывать свою уязвимость. Именно поэтому крайне важно активно пытаться раскрыть себя — пусть даже лишь нескольким доверенным людям, разделив с ними свою ответственность.
Возможно, вначале вы почувствуете себя некомфортно. Но поиски ответственности и честного обратного связи имеют решающее значение для преодоления страха. Ваш партнер по ответственности поможет распознать моменты, когда ваш внутренний изгой ставит барьеры и поддержит вас в стремлении преодолеть страх быть отвергнутым.
Важно максимально довериться партнеру и позволить ему вести вас. Поскольку вы не привыкли просить помощи, такая открытость может стать для вас особенно трудной.
Ты всегда закрывалась от нас
Первый намёк на то, что Вивиан неверно воспринимает отношения в семье, пришёл в день её 37-летия. Сестры и родители пришли на вечеринку, и после нескольких бокалов вина Вивиан пошутила о том, что родители больше любят её сестёр, потому что она никогда не встраивалась в семейные рамки.
Ответ матери застал Вивиан врасплох.
— Виви, мы всегда любили тебя и восхищались твоей независимостью, — сказала она, — мы желали поддерживать тебя, но, казалось, ты всегда оставалась закрытой от нас. Однажды я даже прокралась в твою комнату, нашла театральное расписание и незаметно устроила себе место в зрительном зале, чтобы наблюдать за представлением, боясь, что ты не захочешь видеть меня рядом.
В разговор вмешались её сёстры.
— Да, Ви, ты всегда была отстранённой. Мы думали, что ты нас ненавидишь.
Вдруг всё, что Вивиан говорила о себе и своей семье, оказалось в новом свете, и она поняла, что, возможно, пришло время измениться.
Вивиан решила начать изменения с отношений в семье. Она запланировала регулярные «сестринские вечера», когда все трое будут вместе ужинать и разговаривать, постепенно восстанавливая утерянные связи. Им было весело, и Вивиан не могла поверить, что всё это время держала сестер на расстоянии.
При этом Вивиан стала больше заниматься работой, позволяя коллегам с ней общаться, и даже набралась смелости спросить, не могли бы они провести время вместе. Женщина была удивлена, когда её коллеги ответили: «Мы думали, ты нас ненавидишь, поэтому не спрашивали, хочешь ли ты быть с нами.»
Вивиан всё меньше верила в то, что людям нельзя доверять и начинала быть более открытой и контактной. Иногда она всё ещё могла испытывать боль, но в целом женщина чувствовала себя гораздо более счастливой и вовлечённой в жизнь, чем когда-либо прежде.