Некоторые ученики могут демонстрировать выдающиеся результаты на индивидуальных занятиях или в классе, однако, оказавшись на сцене, они могут потеряться и запутаться в нотах. Эта ситуация становится особенно проблематичной, когда наступает время сдачи экзаменов перед комиссией.
10 фактов об учебе в музыкалке, о которых вас не предупреждали: флейта стоит 45 тысяч, а гобой — от 200
Причины, по которым родители решают отдать своего ребенка в музыкальную школу, остаются загадкой для многих. У кого-то могут быть завышенные амбиции, в то время как другие искренне верят в то, что воспитанный человек просто обязан владеть музыкальным инструментом. Людмила Чиркова, популярный блогер, делится опытом своих двух дочерей, которые учатся в музыкальной школе, и описывает те сложности, с которыми сталкиваются родители и дети на этом пути.
Без подготовки никуда
В обычную музыкальную школу или на курсы искусств зачастую можно поступить без предварительной подготовки. Это особенно относится к менее популярным инструментам, таким как народные и духовые/ударные, где конкуренция, как правило, невелика.
Если вы решите поступать в более известные и востребованные музыкальные учебные заведения с целью воспитать выдающегося скрипача или пианиста, вам необходимо будет подготовиться заблаговременно. Даже в случае, когда речь не идет о таких престижных учебных заведениях, как Гнесинка или ЦМШ, в остальных достойных школах также существует значительный конкурс на бесплатные места. Поэтому стоит заранее потратить год на подготовительные курсы, чтобы изучить ноты, ритмы, ладовые структуры и развить слух для различения интервалов.
Я просто хотела, чтобы это всё закончилось
Первоначально занятия казались интересными и проходили в игровой форме. Но довольно быстро это перестало мне нравиться. Мама, зацикленная на том, чтобы я была лучшей, использовала различные методы давления, сравнивая меня с другими детьми. Она иногда угрожала, что отдаст меня в детский дом или заявляла, что ненавидит меня, добавляя, что если бы знала, какой я вырасту, то сделала бы аборт.
Эти слова сопровождались нежелательными действиями, типичными для таких ситуаций — ударами головой о клавиши фортепиано и другими уничижительными фразами, которые невозможно забыть и которые подорвали мою самооценку. Я отчетливо помню момент, когда мне было всего пять лет, а я не смогла правильно сыграть мелодию с третьего раза и даже не могла нарисовать скрипичный ключ. Его форма была слишком сложной для меня на тот момент.
Смысл жизни мне казался невыносимым, и однажды, когда мама снова накричала на меня и ушла на кухню, я с тоской смотрела на открытую балконную дверь и задумалась о том, чтобы спрыгнуть с пятого этажа. Я не хотела умирать, я просто хотела, чтобы этот ад завершился.
К счастью, мне повезло с учителями. У меня была великолепная преподавательница по фортепиано, которая понимала, что я не испытываю удовольствия от занятий, и проявляла максимальную лояльность. Она выбирала для меня не слишком сложные произведения, и до нескольких раз я просто сидела на уроках и рыдала от безысходности. Она помогала мне справиться с этим, и я ей очень благодарна. Если бы меня обучали более строгие учителя, боюсь, что я бы точно могла бы сделать что-то роковое.
Я очень много раз просила родителей разрешить мне уйти
Я часто хотела прогуливать занятия, но страх перед родителями и последствиями имели над мной большую власть. Особенно это касалось индивидуальных уроков, когда я боялась, что учитель сможет позвонить и спросить о моем отсутствии, что непременно приведет к конфликту. Но в последний год я стала чаще пропускать хор. Обычно занятия проходили в семь часов вечера после уроков сольфеджио и фортепиано. В тот период я переживала тяжелое моральное состояние, и, как наличие шести уроков накануне, значительно уменьшало желание оставаться на музыкальных занятиях.
Из-за музыкальной школы у меня почти не осталось друзей. В целом у меня всегда были проблемы с социализацией, а занятия в музыкалке еще больше усугубили эту ситуацию. Когда все мои одноклассники гуляли, я шла на занятия, а по субботам, когда другие дети отдыхали, у меня были уроки с 11 до 12 часов.
Я не раз обращалась к родителям с просьбой отпустить меня. Говорила им, что мне это не нравится и что я не хочу продолжать. Однако каждое мое обращение выливалось в стандартные, неизменные ответы: «Ты не научишься доводить дела до конца, человек должен уметь что-то делать, ты же ребенок и ничего не понимаешь, потом еще спасибо скажешь…»
И наконец, любимое — раз уж начала, надо закончить. Вот только я до сих пор не понимаю, кому это на самом деле нужно было и нужна ли была такая дисциплина в моем случае.
Несмотря на то, что я закончила музыкальную школу, я не всегда довожу дела до конца, особенно если они мне не интересны. Я не ухожу с рабочего места по причине усталости или нежелания, но если я занимаюсь чем-то, вроде вышивки или рисования, и мне это не интересно, я вполне способен оставить это незавершенным. И спасибо, как бы было ни тщательно, я тоже не сказал.
Когда я в седьмом классе принесла аттестат, который так нужен был маме, она лишь произнесла: «Молодец!». И тут же вернулась к готовке, будто я закончила не музыкальную школу, а просто получила пятерку по Изо.
Мне жаль, что я не решила постоять перед родителями и сказать: «Мама, папа, больше я не пойду в музыкальную школу». Осталась лишь мысль, что, само собой разумеющимся, будто я не могла противоречить родителям.
Как учиться с удовольствием?
Позвольте мне предложить несколько советов, которые могут быть полезны родителям, которые беспокоятся о перегрузке своих детей и тех, чьи дети не проявляют интереса к обучению в музыкальной школе.
» Ведь если ваш ребенок бежит туда вприпрыжку и учится на пятерки – значит, в советах нет нужды!
1. Правильно выбирайте специальность
Выбор специальности, т.е. инструмента, на котором будет заниматься ребенок (или вокал), играет очень важную роль. Если юный музыкант с уверенностью решил учиться играть на гитаре, скрипке или любом другом инструменте, это безусловно важно. Но если вы знаете, что ваш ребенок уже перегружен другими занятиями вне музыкальной школы или не отличается усидчивостью, то не стоит выбирать такие инструменты, как скрипка или виолончель, которые требуют длительных и тщательных тренировок, поскольку успех может быть не сразу заметен. Физически слабым детям, с небольшим ростом, лучше подождать с занятиями на духовых медных инструментах.
Интересно, если вы приняли решение заниматься на любом духовом инструменте, будет не лишним проконсультироваться у невролога — у его пациентов могут быть к этому противопоказания.
2. Общайтесь с педагогом
Несомненно, как в обычной школе, так и в музыкальной, многое зависит от конкретных педагогов и их квалификации. И особенно сильно это актуально для музыкальной школы, так как ребенок проводит много времени с учителем по специальности, и, следовательно, между ними должно быть хорошее взаимопонимание.
» Рецепт у меня, как у родителя, только один: не принимать как должное конфликты ребенка с учителем, его слезы и обиды.
Ваша активность и вмешательство в эту ситуацию необходимы, а в крайнем случае можно попросить сменить педагога. К счастью, в последние годы в музыкальных школах становится все реже встречаться жесткий стиль обучения, имевший место в советское время, что делает случаи отсутствия контакта с педагогом относительно редкими. Важно помнить, что отношение учителя и ученика часто бывает непредсказуемым, и один и тот же педагог может вызывать разные отзывы среди его учеников.
3. Меньше, но чаще
В домашних занятиях гораздо важнее регулярность, чем длительность. Другими словами, если первоклассник не может или не хочет заниматься целый час, разумно уменьшить время до двадцати минут, но делать это ежедневно, с полным сосредоточением и без отвлечений. Со временем это время будет непроизвольно увеличиваться, поскольку программа станет намного более объемной!
4. Не пугайте ребенка ожиданиями
» Не следует настраиваться (и тем более передавать эту установку ребенку) на то, что занятия в музыкальной школе череваты сложностями и трудностью.
Во-первых, это не так, а во-вторых, если к занятиям подходить с позитивным настроем и интересом к всему новому, трудности будут незаметны. Тем не менее, важно понимать, что обучение музыке — это не быстрое и легкое занятие, и настраиваться на долгое и систематическое обучение тоже необходимо. Если что-то осталось непонятным, важно разобраться в этом сразу же!
Тем не менее, не стоит ожидать, что уже через несколько месяцев ваш маленький музыкант будет выступать с концертами для широкой аудитории. Возможно, в кругу семьи, на таких простых пьесах, как «Петушок» и «Андрей-воробей» — но в будущем вам все равно придется запастись терпением.
5. Не сдавайтесь сразу
Мы плавно подошли к распространенной проблеме, с которой сталкиваются и дети, и их родители — это кризис среднего уровня. Причина данной проблемы заключается в том, что через несколько лет занятий ребенок начинает уставать от однообразных этюдов, упражнений и детских пьес, но еще не достиг более высокого уровня, когда ноты начинают складываться в мелодии и аккорды, и он сможет справляться с серьезными и сложными произведениями.
ДМШ: самые распространенные ошибки родителей
Возможно, вашему ребенку не нравится музыкальная школа из-за одной из следующих причин.
Ошибка № 1. Чрезмерное внимание к самостоятельным заданиям по сольфеджио. В начале занятия сольфеджио кажется очень скучным и однообразным, как если бы превращалось в карикатуру на урок рисования: аккуратное написание скрипичного ключа и растерзанные страницы от ластиков с бурными половинными и четвертными нотами.
Совет. Не начинайте слишком быстро. Не вводите ребенка в еще большее разочарование, упрекая его за аккуратность нот, неверные скрипичные ключи и следы от ластика. К тому же, за семь лет в ДМШ все способны научиться и нотам, и правильным “ключам”. На сегодняшний день существуют программы, такие как Finale и Sibelius, которые позволяют создавать нотные записи с помощью компьютера. Поэтому, если ваш ребенок решит стать композитором, он, вероятнее всего, воспользуется именно этими цифровыми инструментами, а не обычным карандашом и бумагой.
Ошибка № 2. Чрезмерная гордость за то, что ребенка распределили к лучшему педагогу в группе «подготовишек». Однако наиболее востребованные педагоги комплектуют классы не по тому принципу, что первыми распределяют наиболее подготовленных учеников.
Совет. Проявите инициативу и общайтесь с другими родителями, музыкальными знакомыми, чтобы выбрать подходящего педагога, который будет совместим с вашим ребенком. Не стоит ждать, когда школы сами без необходимого понимания определят вашего ребенка к неидеальному педагогу. Действуйте! Вы лучше всего знаете своего ребенка.
Ошибка № 3. Выбор инструмента, исходя из родителей, а не ребенка. Иногда происходит так, что мама хочет, чтобы ее сын играл на фортепиано, тогда как сам он жаждет учиться игре на трубе.
Совет. Поставьте ребенка на тот инструмент, который ему по душе. Кроме того, все дети-инструменталисты учатся игре на фортепиано как базовой дисциплине в рамках ДМШ. Если вам действительно важно продвинуть ребенка в фортепиано, стоит рассмотреть обучение по двум специальностям, но лучше не торопить с двойной нагрузкой, пока не уверитесь, что она не угрожает здоровью вашего ребенка.
Ошибка № 4. Применение шантажа в отношении музыки. Это открытый шантаж, когда родитель использует музыкальные успехи как условия: «Не будешь заниматься — не пойду гулять» или «Не выучишь пьесу до конца — не куплю давно обещанное Lego».
Совет. Сложите свои слова наоборот. «Вот тебе Lego, так что давай, милый, теперь поучим пьесу», «Давай, сначала погуляй, а потом столько же посвяти инструменту». Вы ведь сами понимаете, что «система пряника» работает гораздо эффективнее, чем «система кнута».
Школа и педагог
Высокие требования от школы и плохой контакт с педагогом, особенно по специальности, — наиболее частые причины, приводящие к отказу от занятий. Если возникают проблемы, родителям стоит еще раз осмыслить причины, по которым они отдали ребенка в ДМШ. Если основная цель — «общее развитие» — это одна мотивация. Если же с расчетом на карьеру — совершенно другая.
По существу, ДМШ изначально задуманы как места для общего музыкального образования. Знаменитые сестры Гнесины считали, что школа служит началом культурного образования человека. Уже позже, когда основанная в 1895 году частная школа Гнесиных трансформировалась в многоступенчатую систему музыкального образования — школу, техникум (училище), институт и специализированную школу для одаренных детей, эти учебные заведения начали показывать большую направленность на музыкальную карьеру своих воспитанников.
Так к чему следует обратить внимание, если вы чувствуете, что процесс обучения требует изменений?
Силнее всего подходит ДМШ, которая располагается ближе к вашему дому. В наши дни в каждом районе можно найти даже специализированные школы — такие как «танеевская» (на Пречистенке), «бетховенская» (на Смоленке), «прокофьевская» (на Курской), «дунаевского» (на Соколе), «балакиревская» (на Рязанском проспекте). И их учебные программы основаны на традициях обучения в детстве нынешних родителей. Кроме того, они обладают стабильным штатом педагогов и широкой и целенаправленной атмосферой.
Тем не менее, одаренных детей и детей из музыкальных семей по-прежнему записывают в специализированные школы. Центральная музыкальная школа при Московской консерватории принимает всего единицы. И этот путь очень нелегок: многочасовые занятия по специальности, требования существенно выше средних, и, будьте осторожны, — конкуренция бывают просто запредельная!
А вот в гнесинской школе-десятилетке атмосфера гораздо более демократична. Она под руководством очень проницательного и энергичного директора Михаила Хохлова. А также там работают лучшие на сегодняшний день педагоги, такие как Татьяна Зеликман, воспитавшая не одного и не двух победителей международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Существует также известная школа-семилетка при Мерзляковском училище, но там, кажется, не все так благополучно со студентами, начиная с «нулевых». Один педагог по фортепиано, прослушивая шестилетнего мальчика, высказал маме (она мне сама и рассказала) в присутствии экзаменуемого: «Материал, конечно, хороший, но у меня же учатся будущие лауреаты». Поскольку мама понимала, что «материал» не слаще, чем другие, она перевела сына в гнесинскую школу-семилетку по классу кларнета, где он начал получать массу удовольствия от обучения.
Результаты детских музыкальных занятий в первую очередь зависят от качества педагога. Умение ставить руки, развивать моторные навыки пальцев — это кропотливая и сложная работа. Но лишь самые продвинутые педагоги могут выполнить эту задачу, не отвращая детей от музыки и приучая их к ней. Нормально искомите именно таких учителей.
Детям не дают мотивацию к обучению
В детских музыкальных школах, как и в обычных учебных заведениях, использование оценок по пятибалльной системе является обычным делом. Когда ребенок получает оценку пять, это создает стимул продолжать заниматься. Но получение двойки или тройки может лишить ребенка желания что-либо делать. Согласитесь, довольно странно оценивать творческий дар ребенка с числами.
На конкурсах и концертах вручение грамот становится обыденностью, а они быстро забываются, как ненужный мусор. В некоторых случаях грамоты вручаются только победителям конкурсов, что лишает детей, которые долго готовились к выступлению — и отличались настойчивостью и переживаниями, — возможности получить даже приз.
Некоторые учителя, проводя занятия в группах, например, по хору, выделяют своих любимчиков, давая им более интересные партии и уделяя больше внимания. Такой подход абсолютно не мотивирует остальных детей заниматься лучше, так как все равно их мало кто услышит. Конечно, не все обладают необыкновенным слухом или певческим даром, но из-за подобного подхода даже не возникает желания научиться.
Моя младшая сестра, которая также училась в музыкальной школе, в конечном итоге не продолжила обучение, выбрав художественную школу. В какой-то момент хоровую группу возглавила новая директрисса, которая быстро разделила детей на две группы — «любимчиков» и «не любимчиков». Первые пели ярко и заметно, привлекая внимание на концертах, в то время как вторые иногда получали указания молчать и изображать пение. В итоге, сестра оказалась в числе «не любимчиков», а первая группа состояла из более старших детей, среди которых находилась и дочь директриссы.
Была еще ситуация, связанная с ограничениями по возрасту, из-за которой многие не могли заняться музыкой. Один знакомый рассказывал, что хотел начать заниматься в музыкальной школе в возрасте 16 лет, но его не приняли, поскольку он был слишком взрослым.
Подведём итоги
В сфере музыкального образования в России действительно существует множество проблем, затрагивающих как преподавателей, так и само образовательное учреждение, которое не меняется на протяжении долгого времени. Надеемся, что эти вопросы будут разрешены, и дети начнут изучать музыку с удовольствием, а не из-за давления родителей.
Несмотря на то, что время, проведенное в музыкальной школе, мне не нравилось, сейчас я вспоминаю его с теплотой и благодарна как родителям, которые зачислили меня на занятия, так и педагогам, которые передали свои знания. Каждый опыт, который мы испытываем в своей жизни, в будущем всегда пригодится нам в той или иной форме.