6 вопросов о Разговорах о важном: как оплачивается, какие материалы использовать и что делать с прогульщиками

Согласно Методическим рекомендациям Разговоры о важном № 03-1190 от 15.08.2022 Министерства просвещения Российской Федерации, часы, отведённые учителям на эти занятия, будут оплачиваться как 34 часа в год внеурочной деятельности.

В школах появились патриотические уроки. О чём на них рассказывают и что будет, если прогулять

Патриотические уроки в школах

В текущем учебном году в программу школьников впервые введены занятия под названием «Разговоры о важном». В августе Министерство просвещения России обнародовало методические рекомендации для учителей по проведению этих уроков. Проводить «Разговоры о важном» запланировано каждую неделю, и первый из них состоялся уже 5 сентября. Однако наибольшее внимание родителей и общественности привлек урок, который пройдет 12 сентября, посвященный патриотизму и любви к Родине, в рамках которого также будет обсуждаться спецоперация российских Вооруженных сил на территории Украины. Мы тщательно изучили эту информацию и обсудили с экспертами, как возникли «Разговоры о важном» и действительно ли они необходимы.

Что за новые уроки?

Идея проведения «Разговоров о важном» была разработана достаточно быстро. Первый раз её упоминали в апреле этого года, вместе с предложением о внедрении в школах регулярного торжественного поднятия флага и исполнения гимна. Уже в июне начальник управления президента России по общественным проектам Сергей Новиков сообщил о подготовке.

— В настоящее время мы разрабатываем программу классных часов. У нас есть 34 недели в учебном году, чтобы каждую неделю, опираясь на общественно-политический календарь, проводить беседы с детьми о наших ценностях, — заявил он.

Выбор выполнения этой задачи пал на классных руководителей, и летом началась их подготовка через интенсивы под названием «Классный марафон». Среди первых спикеров на этом мероприятии, помимо главы Минпросвещения Сергея Кравцова, оказались Сергей Новиков и начальник управления президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета России Александр Харичев. Они делились знанием об основах государственной политики и приоритетах в воспитании.

Подготовка учителей к «Разговорам о важном» не завершилась на летнем интенсиве. Теперь педагогов инструктируют перед каждым уроком. Согласно последнему выпуску Классного марафона от 8 сентября, работа будет проходить в таком порядке: во вторник публикуется методический материал к уроку, который учитель должен изучить самостоятельно, в четверг проходит сам Классный марафон, где педагоги получают рекомендации по методическим материалам, а в понедельник они проводят «Разговор о важном» в своих классах.

Что будет, если пропускать Разговоры о важном без уважительной причины?

По словам председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга Натальи Путиловской, пропуск таких уроков будет считаться прогулом и нарушением внутреннего распорядка школы. В таких случаях образовательное учреждение может принять меры в соответствии с правилами внутришкольного распорядка, например, провести беседу с учеником и его родителями.

Поскольку «Разговоры о важном» являются частью внеурочной деятельности, за каждое занятие предусмотрена дополнительная оплата труда педагогов.

Эта информация также представлена в пункте 1.1 протокола по итогам совещания в министерстве, состоявшегося 2 августа 2022 года. Участники совещания постановили, что необходимо тщательно контролировать оплату труда педагогических работников, реализующих программу внеурочной деятельности в рамках проекта «Разговоры о важном».

Это интересно:  Зарплаты работников Макдональдса в Москве и других городах России

Обязательно ли использовать методические разработки Минпроса?

На официальном сайте проекта «Разговоры о важном» указано, что разработанные материалы носят лишь рекомендательный характер.

  • Учителя могут самостоятельно выбирать приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для реализации воспитательной деятельности;
  • Они имеют право разрабатывать учебно-методические материалы на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования с учётом контекстных условий своей деятельности;
  • Также педагогам предоставлена возможность самостоятельно планировать и организовывать участие учащихся в воспитательных мероприятиях.

Тем не менее, поскольку подготовка к данным урокам является дополнительной нагрузкой, многим проще использовать готовые методички, так как это удобно и позволяет сэкономить время на подготовку к занятиям.

А что важно?

Министр образования Сергей Кравцов подчеркивал, что на новых уроках необходимо обсуждать темы, интересующие детей. Возникает вопрос, проводило ли Министерство образования исследования, касающиеся интересов школьников. По своей инициативе я провела небольшой поиск и обнаружила отчёт лаборатории Касперского, в котором содержится информация о том, что ищут дети в Интернете, а значит, что их действительно интересует. В большинстве случаев тематика «Разговоров о важном» не пересекается с интересами школьников.

Также я нашла информацию о том, какие знания и навыки хотят приобрести школьники. Они нуждаются в финансовой грамотности, навыках самообучения, самозащиты и выборе профессии. Ключевыми навыками они считают креативность и способность к быстрому обучению. С этим мнением я полностью согласна. Однако «Разговоры о важном» вновь не охватывают эти важные аспекты.

Я была бы рада, если бы в школе действительно учили по-настоящему важным и актуальным темам, которые сейчас зачастую оказываются за пределами учебных программ. Важно включить в обучение финансовую грамотность и например, практические тренинги по психологии общения с опытными психологами. Также полезно рассказывать учащимся о половом воспитании — это не только о сексе, как ошибочно полагают некоторые, но прежде всего о безопасности, культуре согласия и профилактике заболеваний, передающихся половым путём (по данным, в России наблюдается рост числа заболеваний, таких как ВИЧ). Я была бы готова финансировать такие дополнительные занятия, если они проводились бы профессионалами.

Уроки патриотизма в школах

Патриотизм, любовь и пропаганда

Насколько я могу судить, патриотизм занимает центральное место в программе «Разговоры о важном». Патриотизм — это, по сути, любовь к своей стране. Это прекрасное чувство! Однако как можно заставить людей любить свою страну? Даже если в течение 34 часов в год говорить исключительно о Родине. Считаю, что отношение детей к своей стране формируется на основе их собственных наблюдений, чтения литературы и новостей, а также личных размышлений и обсуждений с друзьями и родителями о происходящих событиях. Гордость за свою страну либо возникает внутренне, либо нет, и иногда эта гордость может сочетаться с другими сложными чувствами, которые со временем могут меняться.

Возникает вопрос, нужно ли любить маму? Представила, как каждую неделю, скажем, каждую пятницу в течение часа я бы рассказывала своему ребенку, какая я замечательная, показывая фотографии и видеозаписи из своего прошлого.

Это интересно:  Что делать, если подросток начал курить? Инструкция для родителей.

В целом, это спорный вопрос — нужна ли идеология в школах. У патриотизма есть множество определений, и, к примеру, Махатма Ганди и Лев Толстой его не одобряли.

Из всех озвученных целей нового урока, фактическое содержание сводится лишь к предоставлению политической информации. Когда я училась в школе, учителя, даже когда это не было заявлено официально, нередко делились своими мнениями на уроках или переменах. Они свободно высказывались о таких темах, как политика, внешний вид учеников, цвет ногтей девушек и прочие аспекты окружающей действительности.

Патриотические занятия в школах

Также стоит учитывать, что педагогическим работникам и другим должностным лицам запрещено проводить политическую агитацию и принуждать обучающихся к принятию конкретных политических убеждений или их отказу. Это утверждение отражено в пункте 3 статьи 48 Федерального закона «Об образовании».

Это также подтверждает и моя любимая статья Конституции Российской Федерации — статья 29, которая гарантирует каждому свободу мысли и слова. Никто не может быть принуждён к выражению своих убеждений или отказу от них.

Авторы курса «Разговоры о важном» явно указали на важность обсуждения тем во время уроков. Это позитивный момент! В школах действительно не хватает живой дискуссии. Тем не менее, что произойдет, если мнение ребенка будет отличаться от общепринятого? Порой создается впечатление, что сегодня многие вполне гуманные и не противоречащие Конституции мнения не принято высказывать, особенно в школьной среде.

Что будут изучать дети на уроке Разговоры о важном

Согласно методическим рекомендациям, во время «Разговоров о важном» учителя должны включать ученикам патриотические песни и звуки природы, демонстрировать фотографии российских пейзажей и обсуждать прошлое, настоящее и будущее России.

Темы уроков будут формироваться в зависимости от определённых дат (например, 5 сентября — прошедший День Знаний) или в целом в патриотическом ключе.

В Министерстве просвещения уточнили, что на этих классных часах школьники будут обсуждать вопросы, связанные с историей и культурой нашей страны, её ролью в глобальном контексте. Также планируется рассмотреть традиции и особенности различных регионов России.

Использование предложенных Министерством просвещения материалов будет зависеть от самого педагога, поскольку разработки и методические материалы имеют рекомендательный характер.

Министр просвещения Сергей Кравцов в интервью ТАСС описал возможные темы занятий:

События, люди, их деяния и идеи — все это может стать предметом бесед. Наверное, найдутся скептики, которые скажут, что нельзя увлекательно рассказать о государственных праздниках или семейных ценностях. Но мы стремимся доказать обратное: про историю, традиции и культурное наследие нашей страны можно и нужно рассказывать интересно, вдохновляя детей самостоятельно искать исторические факты, больше читать и узнавать новое.

В соответствии с методическими рекомендациями в сентябре для школьников запланировано 4 урока «Разговоров о важном». Первый из них будет приурочен к Дню Знаний, второй — теме «Наша страна — Россия». Третий урок, который пройдёт 19 сентября, будет посвящен 165-летию со дня рождения Константина Циолковского. На 26 сентября запланировано занятие, посвященное Дню пожилых людей.

Это интересно:  Как становятся айдолами: полный пошаговый гайд

Являются ли внеклассные занятия Разговоры о важном политической агитацией?

Исходя из методических рекомендаций, учителям не предлагается агитировать детей за какую-либо партию или вовлекать их в политические акции. Таким образом, с юридической точки зрения, эти беседы не могут рассматриваться как агитация. Однако споры на эту тему продолжаются.

Многих родителей и школьников беспокоит вопрос о необходимости обязательного посещения этих внеклассных часов. Несмотря на то что «Разговоры о важном» не являются отдельным предметом и по данным занятиям не проводится аттестация, они всё же относятся к внеурочной деятельности, которая, согласно закону «Об образовании», является частью дополнительной учебной программы.

Это означает, что эти часы входят в образовательную программу и составляют часть учебного плана школы (этот документ доступен на сайте конкретного учебного заведения), и, таким образом, их посещение является обязательным (это следует из письма Минпросвещения Российской Федерации от 5 сентября 2018 года N 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности»).

Вероятно, «Разговоры о важном» будут включены в учебный график как первый урок, с целью минимизировать количество прогулов и пропусков со стороны школьников.

Будут ли говорить про СВО

Вопрос о том, будут ли на уроках «Разговоры о важном» обсуждать украинский конфликт и специальную военную операцию, вызвал большой общественный резонанс.

Сначала на сайте занятий было указано, что 12 сентября запланирован урок, посвящённый патриотизму и специальной военной операции. Однако затем информация об этом была удалена из СМИ.

Некоторые утверждали, что военная операция исключена. Тем не менее, это не так: содержание по специальной военной операции будет распределено по урокам в течение всего учебного года, а не сосредоточено в одном уроке, — объяснил позже Кравцов.

Кроме того, он ранее отмечал, что школьникам объяснят причины и цели проведения специальной операции, чтобы они не становились жертвами дезинформации.

Можно ли пропускать Разговоры о важном

Ученики не получают оценок и не имеют домашних заданий. Успеваемость по этому направлению никак не оценивается. По сути, эти занятия напоминают факультативы или классные часы. В соответствии с рекомендациями, школы должны проводить эти уроки первым занятием в понедельник.

Несмотря на то что учащиеся уже прошли на трех таких классных часах, многие родители всё ещё не понимают, насколько это обязательный аспект учебного процесса.

В связи с этим Министерство просвещения решило разъяснить ряд моментов. Ведомство сообщило, что «Разговоры о важном» не нарушают санитарные нормы, так как школьники приходят не раньше обычного. Эти занятия также соответствуют объему внеурочной деятельности.

Хотя Минпросвещения не заявляет прямо, что все школьники обязаны посещать «Разговоры о важном», косвенно это подтверждается в объяснениях, предоставленных ими.

Согласно ФГОС общего образования, внеурочная деятельность является частью образовательных программ. Обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, посещать занятия, предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом, — уточняется в сообщении министерства.

Оцените статью
Добавить комментарий