То есть, например, Европейский Союз допускает не только авиакомпании стран-участников для совершения перелетов в/из стран ЕС, но и открывает рынок для любых авиакомпаний, включая операции с внутренними рейсами в рамках самого ЕС?
Почему в России полет на самолете — роскошь. Вся правда о высоких ценах на авиабилеты
Люди, которые постоянно совершают авиаперелеты в другие страны, прекрасно осведомлены о колоссальной разнице в ценах между билетами российских и иностранных авиакомпаний. Основная проблема заключается в том, что даже билеты на рейсы внутри России имеют настолько высокую стоимость, что в экстренной ситуации далеко не каждый человек может позволить себе перелет, что создает немало сложностей для населения.
Журнал Reconomica анализирует причины дороговизны авиабилетов в России и выясняет, кому это выгодно.
Отсутствие конкуренции
Важно отметить, что зарубежные авиакомпании не имеют права осуществлять полеты между двумя российскими городами. Им разрешено выполнять рейсы лишь в направлении стран, где они зарегистрированы. Это создает значительные препятствия на рынке, поскольку во многих странах существует открытая конкурентная среда. Как можно конкурировать с местными авиаперевозчиками? Простым снижением цен на билеты, организацией акций и привлечением клиентов улучшенными условиями полета. Тем не менее, в России ситуация с конкурентоспособностью противоречит основным принципам честного рыночного ведения. В таких условиях российские компании могут соперничать лишь между собой, а их относительно немного, чтобы обеспечить конкуренцию, которая могла бы привести к выгоде для потребителей.
В России только один лоукостер
Речь идет о компании «Победа». Лоукостеры предлагают возможность приобретения билетов по более низким ценам, и они постоянно проводят различные акции. Это идеальный вариант для тех, кто заранее планирует свои поездки и может следить за изменениями цен, чтобы купить билет по максимально выгодной стоимости. Однако это идеальные условия, а реальная ситуация может быть иной.
Зарубежные лоукостеры отсутствуют в России, в результате чего «Победа» не имеет конкурентов в своей нише. Все прекрасно понимают, к чему приводит отсутствие конкуренции.
Несколько лет назад о «Победе» говорили с восторгом, однако сейчас количество выгодных акций заметно снизилось, и многие из них касаются не самых популярных маршрутов.
Самолет компании «Россия».
Низкая мобильность населения
Как это часто происходит, на рынке все элементы взаимосвязаны. Если бы люди чаще летали, то предложение на рынке авиаперевозок соответственно увеличивалось бы. Но как могут люди позволить себе регулярные перелеты, если это стоит так дорого? Это формирует замкнутый круг.
Для многих проще и экономичнее отправиться в путешествие на поезде. Вероятно, существует также определенная недоверие к полетам на самолетах. К тому же, осознание высокой стоимости рейсов может отпугнуть потенциальных пассажиров: хотя иногда поездка на поезде может стоить дороже, чем авиаперелет, распространенно мнение, что самолеты — это роскошь. Изменением ситуации могли бы заняться сами авиаперевозчики.
Горькие факты: что подорожало и насколько
Средний чек на поездки по России в 2023 году увеличился на 9-10% по сравнению с предыдущим годом и достиг 46 тысяч рублей. Об этом сообщил президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский на пресс-конференции в ТАСС. При этом ключевую роль в формировании чека играет цена на авиабилеты. Далее разберемся, почему билеты стали такими дорогими.
Следуя данным Росстата, средняя стоимость перелетов экономклассом составила 6,972 рубля на 1 тысячу километров. Для сравнения, год назад данная стоимость находилась на уровне 5,020 рублей, а в 2021 году — 4,942 рублей.
Как мы помним, еще год назад можно было без особых усилий найти билеты в Санкт-Петербург за 10-12 тысяч рублей в обе стороны. На сегодняшний день, чтобы найти что-то дешевле 20 тысяч рублей, нужно сильно постараться.
Например, перелет в Минеральные Воды обошелся бы в 12 тысяч рублей туда-обратно, а этим летом стоимость достигла 24,456 рублей.
Популярный ранее маршрут в Сочи также прибавил в цене: 21 тысяча рублей год назад и 27,528 рубля в этом году. Разница не такая значительная в абсолютных цифрах, но 6 тысяч рублей — это серьезная сумма для бюджета.
Ниже несколько примеров для сравнения стоимости билетов в 2022 и 2023 годах в виде карусели.
Перелет Красноярск-Калининград-Красноярск в 2022 году
И перелет из Калининграда в Красноярск в 2023 году: билет в одну сторону стоит выше, чем туда-обратно в прошлом году.
Еще один пример: осенью 2022 года билеты в Москву можно было найти за пару тысяч.
Отдельным огорчительным фактом стало отмена туристического кэшбэка, который действовал в 2022 году. Кроме того, сообщают ребята из телеграм-канала KJA, с февраля текущего года не произошло ни одной громкой распродажи, позволяющей приобретать билеты хотя бы по половине обычной цены.
Почему же билеты продолжают дорожать?
Для начала, давайте разберемся, какие факторы оказывают влияние на стоимость билетов. Помимо очевидных — сезонности и спроса, не последнюю роль играют: тип самолета, стоимость топлива и горюче-смазочных материалов, а также обслуживание самолетов в аэропортах.
Интересный момент: цена топлива в различных аэропортах может существенно отличаться. Например, в Мирном осуществляется продажа горючего задвое дороже, чем в Красноярске из-за сложной логистики. Порой даже в зарубежных аэропортах топливо оказывается дешевле, чем в российских. То же самое касается и наземного обслуживания: его стоимость может варьироваться в десять и более раз!
Сейчас гражданская авиация сталкивается с растущими затратами на перелеты. К примеру, тенденции роста цен на горюче-смазочные материалы весьма очевидны. В июле 2022 года средняя стоимость за тонну топлива для реактивных двигателей составляла 74,515 рублей, в то время как уже в июле 2023 года данный показатель поднялся до 75,573 рублей. Разница в мае этого года по сравнению с маем прошлого года достигла 2,498 рублей.
Кроме того, не последнюю роль играет санкционное давление, которое ограничивает доступ российских компаний к запасным частям и зарубежным сервисным центрам. Теперь перевозчики вынуждены закупать запчасти через альтернативные каналы поставок и разрабатывать дополнительные процедуры по обслуживанию локально, что неминуемо приводит к росту цен, — прокомментировал ситуацию старший менеджер консалтинговой компании НЭО Вадим Топоров.
Что касается перелетов в популярные туристические города на юге страны, то здесь на стоимость также повлияло увеличение продолжительности рейсов из-за закрытия части аэропортов.
Безусловно, государство пытается стабилизировать ситуацию. Однако, субсидий оказывается недостаточно для полного покрытия затрат. Поэтому мы наблюдаем тот самый рост цен на билеты, который стал актуальным.
Спустись с небес: почему дорожают авиабилеты и как сэкономить на поездке
В Минтрансе сообщили, что авиаперелеты этим летом могут подорожать на треть. ‘Вечерняя Москва’ узнала у экспертов, с чем это связано и как можно сэкономить на путешествии.
По словам заместителя министра транспорта Игоря Чалика, основная причина подорожания — сокращение объемов государственной поддержки для авиационной отрасли.
— Возможно, произойдет уменьшение количества рейсов, что, соответственно, приведет к росту цен, — заявил Чалик.
Напомним, что в прошлом году власти выделили авиакомпаниям 172 миллиарда рублей. Часть этих средств была направлена на выкуп самолетов у зарубежных лизингодателей, а основная доля — около 100 миллиардов рублей — пошла на субсидирование внутренних перевозок. Естественно, это оказало заметное влияние на цены. Для сравнения, в этом году на субсидирование предусмотрено всего 25 миллиардов рублей. Отсюда и ожидания роста цен в летний период. С информацией Росстата, в марте этого года стоимость полета в эконом-классе в России составила 5,992 рубля на 1000 километров пути, что на 16% больше, чем год назад.
— Ситуация не только из-за снижения субсидий, но и в балансировании спроса и предложения, — считает финансовый аналитик Артем Извольский. — Если на определенных направлениях, например, в Сочи, спрос будет высок, то и цены на билеты могут заметно вырасти. А если спрос упадет, скажем на рейсах Москва — Петрозаводск, то с чего бы повышать цены? В таких случаях они останутся на прежнем уровне.
Директор туристического агентства Марина Ясина считает, что в летний период заметно вырастут цены на поездки на юг.
— В связи с тем, что в Симферополь, Геленджик, Краснодар, Анапу невозможно летать, а желание отдохнуть на юге остается, растет стоимость на альтернативные направления, — пояснила эксперт. — Больше всего, конечно, в Сочи. Мы уже сейчас активно продаем туры с перелетом в Нальчик, Владикавказ, Минеральные Воды, Ставрополь, Астрахань. Очевидно, что цены на этих маршрутах как на путевки, так и на авиабилеты — будут расти.
Также, согласно мнению эксперта, можно ожидать существенного увеличения цен на перелеты в Турцию, Египет и Тунис.
— Летние предложения привлекут сотни тысяч семей, — объяснила Марина Ясина. — Конечно, рост цен на билеты будет частично компенсирован открытием чартерных программ — когда авиабилеты предлагаются как часть пакетных туров. Но подорожание топлива и рост портовых сборов, что, безусловно, отражается на себестоимости перелетов, также не следует игнорировать.
— Если вы собираетесь отдыхать в России и висите на высоких ценах на билеты, можно вполне рассмотреть поездку на поезде: здесь цены на билеты регулируются государством, и, в частности, плацкартные перевозки отчасти субсидируются, — пояснила Марина Ясина. — Даже более разумным вариантом может стать поездка на автомобиле: это обойдется дешевле, чем на поезде, — добавила эксперт.
ЦИФРА
В 2022 году российские авиакомпании перевезли 95 миллионов пассажиров.
Существуют несколько простых, но эффективных методов по приобретению билетов по более низким ценам. Как это сделать?
Следите за акциями авиакомпаний. Подписывайтесь на рассылку их новостей. Путешествуйте в низкий сезон. Обычно это осенний период, вторая половина января, февраль и март. Используйте услуги лоукостеров. Тем не менее, внимательно изучайте правила авиакомпании: за сэкономленные деньги вы можете пожертвовать питанием на борту, возможностью возврата или изменения даты. Иногда, в зависимости от компании, бесплатный провоз багажа не допускается, и регистрация на рейс может быть обязательна через интернет. В аэропорту такая услуга часто оказывается платной. Рассматривайте вариант покупки билета на чартерные перелеты, которые осуществляются только в определенные пункты назначения и только в период высокого сезона. Именно такие рейсы включаются в пакетные путевки, реализуемые туристическими агентствами. Если представится возможность, порой можно поймать горящие предложения, когда агентство не полностью заполнило самолет и предлагает последние места на борт по значительно сниженной цене. Пробуйте летать с пересадками; билеты на такие рейсы часто стоят дешевле, чем прямые. Это обусловлено тем, что авиакомпаниям выгодно заполнять свои рейсы, использующие их базовые аэропорты.
Почему один билет то дорожает, то дешевеет?
Цены на авиабилеты колеблются в зависимости от баланса спроса и предложения. Авиакомпании постоянно следят за динамикой продаж билетов. В этой сфере существуют специальные отделы управления доходностью, чья основная цель заключается в максимизации прибыли. Процесс отправки самолета в рейс с пустыми креслами считается убыточным. Поэтому необходимо продать каждое место по максимально высокой средней цене и при этом обеспечить полное занятие салона. Это сложная задача, требующая взвешенного подхода.
Можно установить низкую цену на все билеты сразу, и они быстро раскупятся, однако в таком случае рейс не окупится.
Наименьшая чувствительность к цене наблюдается у покупателей в последние дни перед вылетом: если человеку требуется отправиться в путешествие, он готов заплатить больше. Это создает выгодные условия для авиакомпаний. Тем не менее, они не могут реализовать все билеты, так как спрос на них в последние дни остается достаточно низким — многие пассажиры предпочитают заранее планировать свои поездки.
В результате между двумя крайностями — продать быстро и дёшево или дорого в последний момент — приходится балансировать авиаперевозчикам.
Предположим, что продажи билетов на конкретный рейс открываются за полгода до вылета. Если авиакомпания замечает, что билеты раскупаются слишком стремительно, она может повысить стоимость, так как существует возможность получения дополнительной прибыли. Если же наоборот, наблюдается ситуация, когда билеты почти не раскупаются, цены снижаются, чтобы спровоцировать рост спроса.
По какому принципу работают горящие билеты
Горящие билеты можно приобрести с большой скидкой за несколько дней до вылета. Они становятся доступны в случаях, когда авиакомпания неправильно оценивает спрос и предложение. Эта ситуация чаще всего возникает для чартерных рейсов и маршрутов, связанных с ними.
Если за пару дней до вылета становится ясно, что остаются незанятые места, выгоднее продать их хотя бы по низкой стоимости, чем отправлять самолет в рейс пустым.
Такое может происходить в тех случаях, когда авиакомпания держала высокие цены до последнего, рассчитывая на продажу билетов в последний момент, но надежда не оправдалась. Да, подобные ситуации случаются, но гораздо чаще наблюдается закономерность, что чем ближе к дате вылета, тем выше цена на билеты.
17 сентября 2024
В поисках инсайдов
Начинаем искать ответы на вопросы: «Как изменяются цены на билеты со временем? Какие различия в ценообразовании на разные направления? Каковы сезонные колебания в модели формирования цен? Какие существуют особенности?
Весь анализ разбит на четыре раздела:
- Динамика стоимости пакета (медиана и среднее);
- Динамика стоимости 1 км по пакету;
- Динамика цен по дате вылета. Сезонные колебания;
- За сколько дней до вылета оптимально покупать билеты.
Динамика стоимости пакета (медиана и среднее).
После обработки данных по каждому пакету наблюдается динамика медианы и среднего значения, которые представлены на визуализации ниже. Включу в это краткие пояснения к полученным результатам:
- Синяя линия — это медиана;
- Оранжевая — это среднее значение;
- Серая заливка — это диапазон цен между 1 и 3 квартилем по пакету цен, чтобы обозначить интервал 50% всех цен в пакете.
plt.figure(figsize=(12, 9)) # визуализация результата, а именно: динамика стоимости пакета (медиана и средняя) for i in ROUTES.index: plt.subplot(3, 4, i+1) df_1tmp = df_agg.locdf_agg'route' == ROUTES.iloci,1 # заливка области между 1 и 3 квартилем plt.fill_between(df_1tmp'uploaddate', df_1tmp'q1', df_1tmp'q2', facecolor='r', alpha = 0.3, color = 'grey', linewidth = 2, linestyle = '--') # основная часть визуализации plt.plot(df_1tmp'uploaddate',df_1tmp'median',linewidth = 2, label = ROUTES.iloci,2) plt.plot(df_1tmp'uploaddate',df_1tmp'mean',linewidth = 1) plt.legend(fontsize=10, loc='upper center') plt.xticks('2021-04-01','2021-06-01','2021-08-01','01-apr','01-jun','01-aug', fontsize=8) plt.yticks(np.arange(0, 10000+100, 3000), fontsize=8) plt.ylim(1000, 11000) plt.grid() plt.show()
Ситуация выглядит весьма интересной: разные направления демонстрируют уникальные ценовые динамики. Тем не менее, их можно условно разбить на две группы: с выраженной летней сезонностью и без нее.
Москва, с другой стороны, не является преимущественно туристическим направлением, вероятно благодаря деловым поездкам, а также своей функции промежуточного хаба. Жить в Москве полезно, чтобы понимать такие вещи, о которых толком не пишут в документах.
Динамика стоимости 1 км по пакету
Этот пункт не сильно относится к основному вопросу, но мне стало интересно, какие различия существуют в показателях по разным направлениям.
Смысл такой: динамика медианы по пакетам делится по расстоянию между пунктами назначения А и Б.
# мержим датасеты (подтягиваем расстояние между пунктами) и считаем стоимость одного км df_q20 = df_agg.merge(ROUTES, how = 'left', left_on='route', right_on='shot_name') df_q20'cost1km' = df_q20'median' / df_q20'distance' df_q20 = df_q20.drop('id', 'shot_name', 'full_name', 'route', 'median', 'mean', 'std', 'q1', 'q2', 'distance', axis=1) # преобразование даты в текст, чтобы на графике нормально вывести название тиков df_q20'uploaddate' = df_q20.uploaddate.map(lambda t:t.strftime('%m-%b-%d')) df_q20 = pd.pivot_table(df_q20, values='cost1km', index='route_name', columns='uploaddate', aggfunc=np.sum, fill_value=0) # сортировка по строкам от большего к меньшему df_q20'sum_cols' = df_q20.sum(axis=1) df_q20 = df_q20.sort_values('sum_cols', ascending=False) df_q20 = df_q20.drop('sum_cols', axis=1) # визуализация результата plt.figure(figsize=(12, 5)) sns.heatmap(df_q20, cmap='RdYlGn_r', annot=False) plt.title('Динамика стоимости 1 км') plt.xlabel('Дата среза') plt.ylabel('Направления') plt.show()
На этом все!
Еще раз делаю акцент на основные выводы, отвечающие на ключевой вопрос:
- Невозможно дать единственный ответ на вопрос ценообразования. Каждое направление ведет себя уникально;
- Некоторые направления демонстрируют явную сезонность, что, в принципе, и не является секретом для большинства, однако важно отметить;
- Если существует фиксированная дата вылета, необходимо понимать, что в соседние даты цены могут значительно отличаться из-за внутринедельной сезонности;
- Вылеты во время длинных праздников всегда дороже — это правило, которое стоит запомнить;
- Оптимальное время для покупки также останется темой для обсуждения, так как правило «покупать заранее» не всегда обосновано, но и за несколько дней до вылета лучше не надеяться на удачную сделку.
Возможно, из полученных данных могла быть извлечена дополнительная информация, но, как мне показалось, для выводов и размышлений этого достаточно.
P.S. Если не подустал собирать данные о ценах, то через год планирую выпустить вторую версию, где можно будет более детально проанализировать изменения цен год к году.